ГРОТ Николай Яковлевич (1852—1899) — русский психолог и философ. Один из основателей российской экспериментальной психологии, автор теории эмоционально-нравственного развития человека.
Развивая программу построения психологии, Г. исходил из того, что психология должна быть объективной естественной экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического использования психологии в педагогике, медицине, юриспруденции ("Основания экспериментальной психологии", 1896).Главное достоинство экспериментальной психологии Г. видел в том, что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. В то же время ее наибольшая трудность состоит в способе передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная интерпретация последнего, "так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным". Особое внимание в своих работах Г. обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями ("Психология чувств", 1880). Он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. В качестве основной единицы душевной жизни выделял "психический оборот", в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету). Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, Г. доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма, что существует баланс сил в удовольствии и страдании. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, приводя, как правило, к их снижению. Теория баланса сил (опирающаяся на закон сохранения энергии) связывалась с развитием нравственности у человека: счастье, по мнению Г., заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены. Это определение счастья во многом являлось основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли, которую Г. рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам.
|
|
Чувствования – пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки, действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели: внешний или внутренний.
Началом психического процесса являются ощущения органов чувств, а концом – отдельные действия или движения организма по поводу ощущений.
|
|
Каждый оборот психического процесса заключает в себе 4 фазы:
1. Внешнее впечатление на психический организм (ощущение – представления и понятия).
2. Переработка этого внешнего впечатления во внутреннее (чувствование удовольствия или неудовольствия – чувства и волнения).
3. Вызванное этим внутренним впечатлением внутреннее движение (стремления – желания и хотения).
4. Внешнее движение организма навстречу предмету (движение – действия и поступки).
чувствования соответствуют второму моменту психического оборота и находятся в прямой зависимости от ощущений – это как бы вторичные ощущения – «ощущение ощущений».
Чувствования могут складываться!
Законы:
· Чувствования удерживаются в памяти, когда возбуждения, им соответствующие, обладают известною силою.
· Чувствования входят в ассоциацию между собою и другими психическими явлениями, когда возбуждения, соответствующие им, при известной силе, составляют известную смежность.
· Чувства интегрируются в сложные группы, когда соответственные возбуждения при известной силе и смежности, представляют еще и известное органическое единство.
· Чувствования подвергаются забвению, когда возбуждение им соответствовавшее, постепенно или внезапно ослабевает.
Если соответствующие ощущения, ослабевая, еще и разобщаются то чувства диссоциируются друг от друга.
Сложные чувствования – это сочетания чувствований между собою и сочетание чувствований с ощущениями.
3 Главных ступени развития чувствований:
1. Первоначальные чувствования сочетаются с ощущениями в такое чувствование, объективные причины которого осознаются. В связи с этим, чувствования интегрируются друг с другом в первичные чувства или волнения.
2. Первичные чувства или волнения совокупляются с ощущениями и идеями в чувства или волнения, которые осознают свои объекты. В связи с этим, они интегрируются друг с другом в чувства или волнения вторично образования.
3. Вторичные чувства и волнения совокупляются с идеями в сложные чувства-идеи. В связи с этим, они интегрируются в чувства и волнения еще более сложного состава.