Теории. Психоаналитическая ориентация: в результате борьбы Оно и Сверх-Я возникает фрустрация, понимаемая как подавление влечений со стороны Оно

Психоаналитическая ориентация: в результате борьбы Оно и Сверх-Я возникает фрустрация, понимаемая как подавление влечений со стороны Оно.

Концепция "Фрустрация – агрессия" (Миллер, Доллард, Дуб, Маурер, Сиэрс): наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Фрустрация понимается как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия может быть смещенной, т.е. направленной на "безобидный" объект, который не является источником фрустрации. Это бихевиоральная концепция, но на нее повлияли идеи Фрейда.

Бихевиоризм: фрустрация определяется как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях. Т.е. упрощают явление.

Школа К. Левина: эксперименты Т. Дембо. Испытуемому надо дотянуться до цветка, не выходя за пределы очерченного на полу квадрата. Задача объективно неразрешима. Фрустрация порождена двумя барьерами:

1. Круг на полу – его нельзя переступать – внутренний барьер (внутренний т.к. находится внутри экспериментальной ситуации и является препятствием на пути достижения цели).

2. Внешний барьер – социальный, согласие испытуемого решать эту задачу. Внешний барьер обеспечивает принятие задачи.

Выделяет типы реакций на состояние фрустрации:

1)Агрессия. Может быть направлена на самого себя (какой же я дурак!) или вовне. Это может быть прямая агрессия на объект или, если аффект генерализован, на экспериментатора, эксперимент, цветок… Если агрессия не проявлена прямо в ситуации эксперимента, она может быть выражена вне вызвавшей ее ситуации, за пределами социальных норм.

2)Регрессия – переход к более примитивному уровню, способу эмоционального реагирования и поведения. Может проявляться в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. Например, эмоциональная регрессия – плач. Инструментальная регрессия – повторение одних и тех же, как правило, шаблонных способов поведения. Познавательная регрессия – ситуативное снижение уровня познавательного развития (переход от понятий к более ранним способам рассуждения – комплексам).

3)Уход (сесть на стул и начать читать газету). Но это не выход, т.к. остается внешний барьер – принятие субъектом ситуации решения задачи. Есть два варианта ухода, позитивный и негативный:

А)Рационализация – переход к другому способу рассуждения, от эмоционального к рациональному. Но здесь рационализация – не обоснование поражения, а попытка дискредитировать цель, ситуацию («кислый виноград»), используется как защитный механизм. Но окончательно преодолеть фрустрацию таким способом невозможно. Это необходимо делать на том же, эмоциональном, уровне.

Б)Замещение – попытка найти другой объект. Но не всякая новая ситуация может заместить исходную, необходимо чтобы у нее имелись сходные характеристики (позитивный вариант):

- Сходная по содержанию.

- Сходная по степени субъективной сложности.

- Связана с теми же людьми.

4)Фантазирование – выход в ирреальный план – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым. Сам испытуемый условия не нарушает, но представляет что они нарушаются другой стороной. Фантастическое изменение условий (встречается у Фрейда как защитный механизм).

Аффекты, стрессы, фрустрация, депрессия и другие ярко выраженные эмоциональные состояния с отрицательным знаком угрожают психике и организму человека. Самое длительное эмоциональное состояние – это настроение.

Настроение – это сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Иначе говоря, настроение – это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий. Но в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия таких событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека. Поэтому настроения не предметные, а личностные. Настроения, как правило, стабильны.

Но бывают люди, у которых отмечаются резкие колебания настроения, быстрый и беспричинный переход от радости к грусти и т.д. часто резкие колебания настроения имеют патологическое происхождение. Примером такого беспричинно возникшего настроения является эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующие объективным обстоятельствам жизнедеятельности человека.

Высшей формой эмоциональных состояний являются чувства. В отличие от эмоций, аффектов, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение индивида к объекту в данный момент, в конкретных обстоятельствах, сложившихся ко времени их возникновения, чувства отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности личности. Поэтому чувства характеризуются длительностью и устойчивостью. Чувства имеют предметный характер. Их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым человека сформировалась устойчивые мотивы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: