Проблемная ситуация и ее типы

Такие, выработанные в профессиональной деятельности новые психические, интеллектуальные и другие внутренние структуры образуются, конечно, невольно. Но возможно и другое отношение к этому, более осознанное. Можно, скажем, начать изучать математику, чтобы несколько поменять свои мыс­лительные навыки. Это, разумеется, случается редко. Но сейчас уже важно сознание того, что отразив так или иначе мир в наших представлениях, мы не только воспроизводим какие-то его свой­ства, но и меняем свои собственные внутренние (мыслительные, психические или духовные - в данном случае безразлично, как их называть) структуры, переделываем сами себя, преобразуем себя духовно.

Определить область интересов какой-либо науки легко, когда мы имеем дело с множеством таких вещей, которые можно четко отделить от других в пространстве и времени, скажем, когда определяем такую науку, как геология (это наука о коре земного шара), как астрономия (вот они - небесные тела), как биология (живые существа тоже как-то можно отделить от неживой при­роды). Но такое выделение некоторого рода вещей в простран­стве и времени не всегда возможно и уместно. Скажем, мы хотим исследовать такой объект, как традиционный японский зонтик. Легко увидеть, что прежде всего это некоторое механическое устройство, поэтому, разумеется, эта вещь должна стать объектом механики. С другой стороны, к досаде владельцев зонтика он в ветреную погоду очень легко превращается в летательный аппа­рат, и, следовательно, может изучаться с точки зрения такой науки, как аэродинамика. Но настоящий японский зонтик чаще всего представляет совой еще и произведение искусства. Купол зонтика бывает украшен пейзажем, на нем может быть каллигра­фическая надпись с каким-либо изречением древнего мудреца или небольшое стихотворение. Изучать это приходится с точки зрения искусствоведения, истории, литературоведения, лингвистики. Оказывается, что один единый объект может стать предметом для самых различных научных дисциплин.

Но как различать эти предметы? Вещь, в данном случае зон­тик, сама по себе не меняется, когда мы пытаемся подойти к ней с точки зрения той или иной науки. Очевидно, что мы выделяем ту или иную сторону, ту или иную часть, структуру данной вещи, которая интересует нас прежде всего. А интересует нас она пото­му, что в отношении нее стоит некоторая проблема, некоторая задача, нам чего-то недостает в связи с данной вещью, мы чем-то недовольны. Это недовольство в отношении зонтика, скажем, могло бы породить следующие возмущенные восклицания: поче­му он летает и всегда некстати? почему с него слезает краска? почему написано именно это стихотворение? и т.д.

Науки, таким образом, можно различать еще и по тому, какое недовольство каждая из них снимает, какую недостачу она вос­полняет, или, говоря уже в общем и точном смысле - какие зада­чи она решает. Так, можно, конечно, несколько огрубляя, ска­зать, что физика есть наука об энергии, поскольку она решает одну основную задачу - как получить от природы побольше энер­гии, как ее сохранить и потерять поменьше. Химия в этом смысле есть наука о возможных и нужных для нас преобразованиях вещества. Биология есть наука о том, как сохранять, продлевать и использовать жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: