Субъект культуры

Духовная жизнь и ее носитель

Итак, все, в чем мы усматриваем некоторое культурное содержание,всегда закрепленозаопределенными материальными предметами явлениями - это камень скульптуры, бумага и краска в книге, движение в танце и т.п. Но представим себе, что эти предметы оказались где-то вне поля зрения человека. Можем ли мы говорить о каком-либо переживании - т. е. о том, что составляет сущность культуры по принятому здесь определению. Очевидно, что нет. Тогда мы должны будем признать, что вне человека культуры нет, что в сущности единственным носитель культуры может быть человек как духовное существо, существо, обладающее разумом, чувством и волей.

Актуальная и потенциальная культура

Но можем ли мы считать, что те книги, которые сегодня не читаются, картины, которые никто не разглядывает, музыку, которую никто не слушает, и многое другое - культурой? Ведь что-то становится культурой только в восприятии, в '"потреблении", в общем - в переживании. Но и не признать за картинами, пылящимися в запасниках музеев, или за книгами, которые никто не читает, или за непрослушанной музыкой то, что они принадлежат к культуре, будет довольно странно. Ведь окажется, что скажем, все богатство Лувра исчезает ночью с последним посетителем, и вновь возрождается на следующее утро с первым любителем искусства, пришедшим в музей. Очевидно, что нам придется несколько смягчить наше определение культуры, сказав, что культурой мы будем считать не только то, что обязательна переживается здесь и сейчас, но также и то, что просто можетстать предметом человеческого переживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: