В некотором отношении этой точке зрения родственна семиотическая. Во второй половине XX столетия бурно развивается новое направление научной мысли, можно сказать, новая наука - семиотика. Это теория знаков. И одним из центров этой науки стал эстонский университетский город Тарту. Все явления человеческой жизни, как считают представители этого направления, можно исследовать так, как если бы эти явления составляли некоторый особый язык, особую знаковую систему.
В рамках Тартуской семиотической школы это представление несколько расширяется и уточняется. Все явления социальной жизни можно рассматривать как язык, тем самым культуру можно рассматривать как сложную систему языков, а носителей культуры как своеобразных полиглотов (так любой человек владеет не только каким-то языком в привычном смысле слова, но и языком поведения, языком искусства и т.д. - эта идея принадлежит Ю. М. Лотману). Однако важно еще и то отношение, которое устанавливается между этими языками. Необходимо учитывать, что все языки культуры (в том числе, скажем, язык религиозных ритуалов) переводим на естественный язык, то есть язык в прямом смысле этого слова - армянский, китайский, арабский т.д. Но обратное неверно: нельзя перевести все возможные выражения, возникающие в естественном языке на язык тех же религиозных ритуалов или на какой-либо иной язык культуры (скажем, живописи, музыки). В этом смысле естественный язык является первичным, фундаментальным [см. в частности 43, 63].
|
|
Но естественный язык не только обозначает внешнюю, внеязыковую реальность, он как бы изображает, моделирует ее (вспомним гипотезу Сэпира - Уорфа). Остальные же языки культуры в этом отношении вторичны. Поэтому Тартуская школа характеризуется различением первичной (естественный язык) и вторичных (все остальные явления культуры, рассматриваемые в качестве языка) моделирующих систем.
Подобный подход удобен тем, что в этом случае мы ко всем явлениям человеческой культуры можем применить те средства научного анализа, которые были разработаны в современной науке о языке, в лингвистике, из гуманитарных дисциплин науке наиболее продвинутой.
Культура какигра
Один из блестящих исследователей культуры европейского Средневековья Й. Хейзинга [138] предложил другую, не менее интересную концепцию культуры. В ней он сводит культуру к игре. Два момента он подчеркивает в культуре. Первый - что культура содержит в себе элементы соревновательности. И действительно, мы можем видеть соревновательность, соперничество, конкуренцию не только в спорте или экономической деятельности, но также и в других областях, казалось бы, далеких от упомянутых сфер человеческой деятельности. Особенно явно это видно сейчас. Соревнуются, можно сказать, сейчас и художники (кто лучше, кто неожиданнее, кто популярнее), и ученые (кто быстрее, кто точнее), и даже религиозные деятели (кто убедительнее, у кого больше поклонников и последователей). Другой момент, отмеченный Хейзингой, в том, что в культуре, как и в игре, есть некоторая двойственность. Ребенок, составивший стулья и играющий в поезд, никогда не забывает, что это реальные стулья. Но в то же время эти стулья действительно представляют для него поезд, и он вполне серьезно может сделать замечание кому-либо из взрослых, что нельзя переходить перед быстро мчащимся составом. Такую двойственность, продолжая мысль Хейзинги, мы можем видеть везде: картина - это не только краски на холсте, но и некоторый образ, музыка - это не только какие-то колебания воздуха, но и некоторый смысл, заложенный в звуки композитором и т.п.
|
|