Однако вернемся к нашим рассуждениям. Если мы назовем носителем культуры человека, то возникает достаточно сложный вопрос о том, что имеется в виду: говорим ли мы лишь о каждом отдельном человеке или о Человеке как некоторой абстракции, то есть о человеке вообще, или же мы имеем в виду которое собирательное представление о людях, то есть все человечество.
Определив культуру как систему человеческих переживаемых ценностей, мы в сущности (по объему понятия) охватили все явления присущие человеческому обществу. Все, что характеризует человеческое общество, может быть определено как культура. Но сделав это, мы должны внести в наше рассуждение одно очень важное различение. Действительно, сегодня для всего человечества характерны такие явления, как деньги, радио, телевидение, книга, химия, весь комплекс естественных наук и т.п. Разумеется, все это принадлежит культуре. Более того, мы можем сказать, что все это и многое другое принадлежит всему человечеству. Это культура всех людей. Эти вещи и явления используются или по крайней мере могут использоваться всеми людьми.
|
|
Но заметим, что используя эти явления, скажем, телефон, или причастившись такому явлению человеческой культуры, как физика или математика, мы в некотором смысле меняемся лишь как отдельные люди, как индивиды, но никак не перестаем быть представителями определенной этнической, национальной или групповой общности. Мы не перестаем быть армянами, к примеру, и именно восточными армянами, любителями народной музыки и т.д. Назовем этот слой явлений человеческой культуры, то есть те явления культуры, которые существуют для всех людей одинаковым образом, как культура всех.
Другое дело, когда мы имеем в виду такие явления, как брак, рождение ребенка, смерть, торжества по поводу наступления весны и т.д. Наверное, мы не сможем найти ни одного народа, который вы не выделял эти явления, не испытывал бы определенные чувства, не осмыслял бы их так или иначе, не придавал бы им некоторую социально значимую форму. И через эти явления человек не только чувствует себя принадлежащим к определенному сообществу людей - племени, нации или некоторой группе (скажем, религиозной секте), но и действительно реализует эту свою принадлежность. Здесь мы можем заметить, что существуют такие явления культуры, которые, хоть и присущи всем этническим, национальным и иным группам людей, но выражаются по-разному. Так, нет таких народов, которые не имели вы института брака, но брачные отношения реализуются у разных народов различным образом. То же можно сказать и о рождении и смерти, и многих других явлениях человеческой жизни. Будем называть эти явления всеобщей культурой.
|
|
Разница между культурой всех и всеобщей культурой в следующем. Явления культуры всех (или культуры для всех) существуют везде и для всех людей в принципе одинаковым образом. Невозможно представить севе армянскую химию в том смысле, что у армян в химическом производстве реализуются особые реакции, хотя мы можем говорить об армянской химии как о том или ином уровне развития данной науки и соответствующего производства; но ни методы работы, ни результаты не несут в себе ничего специфически армянского. То же можно сказать и радио, и о телевидении, о деньгах, и о многом другом.
Другое дело явления всеобщей культуры. Здесь мы можем выделить такие явления, которые в общем и абстрактном виде присущи всем этническим и иным группам, но конкретная peaлизация их у всех народов и иных групп совершенно разная. Все народы так или иначе придают определенную форму таким явлениям человеческой жизни, как смерть и рождение, брак и его разрушение. Для всех народов характерно, что они так или иначе удаляют мертвые тела. Это то, что является общим для всех на родов. Но то, как они это делают - сжигают ли, закапывают ли, скармливают ли птицам-стервятникам, - все это совершенно различно у разных народов и может характеризовать эту культуру. В данном случае мы имеем и нечто одинаковое, правда, на абстрактном уровне, - для всех (у всех народов есть брак и развод), на различное в формах реализации: различные обычаи, связанные cо смертью, рождением, браком и разводом, совершеннолетием и т.д.