Сферы культуры: миф

Перейдем теперь к рассмотрению некоторых сфер культуры. Древнейшей из них является, помимо языка, миф.

Теорий мифа очень много. Его определяют и объясняют по-разному. Со многими этими теориями можно соглашаться, со многими надо спорить, но здесь ни то, ни другое не уместно. Мне хотелось бы только предупредить против некоторых чрезвычайно упрощенных представлений о мифе, с тем, чтобы попытаться выделить некоторые важные для автора стороны и смыслы мифа. Сегодня мифы многих народов известны нам из сохранив­шихся гимнов в честь различных богов, из других священных текстов, которые могут содержать также и указания для совер­шения различных ритуальных действий, из произведений эпичес­кого характера, таких как "Илиада", "Одиссея", "Поэма о Гильгамеше", из сказок и т.п. Существуют научные переводы и рекон­струкции древних текстов. Есть множество популярных переизло­жений древних мифов. Человек, не занимающийся мифами профессионально, часто имеет в виду именно эти популярные пересказы и, говоря о мифах, подразуме­вает что-то похожее на чудесные рассказы, в которых так или иначе закреплены представления разных народов о мире, дейст­вующих в нем силах, самих людях, их возникновении и т.п.

Но различные тексты имеют разное значение для вскрытия существа древних мифологических представлений о мире. Разу­меется, священные тексты прямо и довольно непосредственно (хотя и не полностью и все-таки недостаточно прямо) раскрывают мифологический мир. В эпических произведениях, хоть в них и говорится о богах и различных их действиях в этом мире, мифо­логические представления уже подвергнуты поэтической перера­ботке, поэтому часто приходится перетолковывать их, чтобы выявить глубинный пласт исконных мифологических образов. Сказки же и другие произведения народного творчества, сохра­нив элемент чудесного, уже не содержат в себе того, что характерно для мифа - особого типа мировоззрения, то есть общего взгляда на мир, на человека и его место в этом мире.

Современный человек себя от текста отделяет. Текст для него существует как некоторая структура, которая еще должна быть подвергнута какому-то анализу, чтобы продемонстрировать свою значимость. Мифология же - то есть система мифов - первона­чально существовала не в качестве отдельных от человека тек­стов, которые можно было воспроизводить или не воспроиз­водить, воспроизводить частично или в различных социальных обстоятельствах. Произвол в отношении мифа как текста (а это мог бы быть текст, скажем, гимна) невозможен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: