Перейдем теперь к рассмотрению некоторых сфер культуры. Древнейшей из них является, помимо языка, миф.
Теорий мифа очень много. Его определяют и объясняют по-разному. Со многими этими теориями можно соглашаться, со многими надо спорить, но здесь ни то, ни другое не уместно. Мне хотелось бы только предупредить против некоторых чрезвычайно упрощенных представлений о мифе, с тем, чтобы попытаться выделить некоторые важные для автора стороны и смыслы мифа. Сегодня мифы многих народов известны нам из сохранившихся гимнов в честь различных богов, из других священных текстов, которые могут содержать также и указания для совершения различных ритуальных действий, из произведений эпического характера, таких как "Илиада", "Одиссея", "Поэма о Гильгамеше", из сказок и т.п. Существуют научные переводы и реконструкции древних текстов. Есть множество популярных переизложений древних мифов. Человек, не занимающийся мифами профессионально, часто имеет в виду именно эти популярные пересказы и, говоря о мифах, подразумевает что-то похожее на чудесные рассказы, в которых так или иначе закреплены представления разных народов о мире, действующих в нем силах, самих людях, их возникновении и т.п.
|
|
Но различные тексты имеют разное значение для вскрытия существа древних мифологических представлений о мире. Разумеется, священные тексты прямо и довольно непосредственно (хотя и не полностью и все-таки недостаточно прямо) раскрывают мифологический мир. В эпических произведениях, хоть в них и говорится о богах и различных их действиях в этом мире, мифологические представления уже подвергнуты поэтической переработке, поэтому часто приходится перетолковывать их, чтобы выявить глубинный пласт исконных мифологических образов. Сказки же и другие произведения народного творчества, сохранив элемент чудесного, уже не содержат в себе того, что характерно для мифа - особого типа мировоззрения, то есть общего взгляда на мир, на человека и его место в этом мире.
Современный человек себя от текста отделяет. Текст для него существует как некоторая структура, которая еще должна быть подвергнута какому-то анализу, чтобы продемонстрировать свою значимость. Мифология же - то есть система мифов - первоначально существовала не в качестве отдельных от человека текстов, которые можно было воспроизводить или не воспроизводить, воспроизводить частично или в различных социальных обстоятельствах. Произвол в отношении мифа как текста (а это мог бы быть текст, скажем, гимна) невозможен.