Бытие в мифе

Вероятнее всего, мифология как духовная жизнь, как живая и переживаемая сущность, не была отделена от других областей челове­ческой жизнедеятельности. Сравним мифологическое бытие с наиболее близкой ему сферой - религиозной жизнью, особенно сегодняшней. Современный религиозный человек часто отличает область жизни, в которой он прямо и непосредственно оказы­вается сопричастен высшей силе: он молится - и это отдельное действие, совершаемое при определенных обстоятельствах, он ходит в церковь - и это отдельное место, гдеи можно совершать определенные действия, - он отличает свои внутренние пережи­вания религиозного порядка от других переживаний, не имеющих к религии отношения. В качестве религиозного существа он частичен, не вся его сущность, не всегда и не везде погружена в область религиозного.

Иное дело мифология. Для человека, сопричастного мифоло­гии как форме духовной жизни, мифологическое и немифологи­ческое не различается. Миф проникает во все поры человеческой жизни. Человек абсолютно прозрачен для действия мифических сил. Он пронизан этими силами и никак не принадлежит себе. Он спит, поскольку сон навеян богом, он гневается, потому что его обуял гнев (тоже божественная сила), он всегда одержим какой-то силой, которая полностью подчиняет его и растворяет в себе. Поэтому предпочтительно, по-видимому, говорить не о мифе или мифологии как отдельной сфере духовной жизни человека, а о мифическом бытии, можно даже более рискованно - о бытии в мифе, о погруженности и растворенности в мифе как определенном виде существования. Исконный миф пронизывает весь мир рассматриваемый, конечно, как мир человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: