Поведение людей во всех культурах может иметь два основания - это либо некоторый обычай, некоторое старое установление, которому по каким-то соображениям следуют люди - скажем, чтобы не казаться чужаками в данном обществе или чтобы поступать как священные предки; либо же это некоторое прямое воздействие со стороны мифических сил. И только на основе этого, а иногда и вследствие этого возникает индивидуальное поведение, мотивированное не только социально детерминированными, но и индивидуальными стремлениями, желаниями, страстями, ценностями.
Мы уже говорили о том, что в период мифологического бытия человек не чувствовал своей индивидуальности, своей отделенности от руководящих всем миром мифических, сверхъестественных сил. Но эта подчиненность внешнему воздействию высших сил характерна не только для древнейших времен. Идея одержимости, обуянности сохраняется и в более поздней религиозной практике, даже появляются специалисты по экзорцизму - то есть специалисты по изгнанию бесов из тела одержимого.
Однако с некоторого времени возникает сперва ощущение, затем неопределенная идея, а впоследствии уже и четкое представление о свободе человеческой воли, о его автономности и самостоятельности по отношению к любым внешним силам. В европейской культуре это представление, наверное, стоит связать с философией и практикой стоиков. Затем идея свободы человеческой воли становится основой христианской теологии.






