Мотивация поведения

Поведение людей во всех культурах может иметь два основания - это либо некоторый обычай, некоторое старое установление, ко­торому по каким-то соображениям следуют люди - скажем, чтобы не казаться чужаками в данном обществе или чтобы поступать как священные предки; либо же это некоторое прямое воздействие со стороны мифических сил. И только на основе этого, а иногда и вследствие этого возникает индивидуальное поведение, мотиви­рованное не только социально детерминированными, но и инди­видуальными стремлениями, желаниями, страстями, ценностями.

Мы уже говорили о том, что в период мифологического бытия человек не чувствовал своей индивидуальности, своей отделенности от руководящих всем миром мифических, сверхъестест­венных сил. Но эта подчиненность внешнему воздействию высших сил характерна не только для древнейших времен. Идея одер­жимости, обуянности сохраняется и в более поздней религиозной практике, даже появляются специалисты по экзорцизму - то есть специалисты по изгнанию бесов из тела одержимого.

Однако с некоторого времени возникает сперва ощущение, затем неопределенная идея, а впоследствии уже и четкое пред­ставление о свободе человеческой воли, о его автономности и самостоятельности по отношению к любым внешним силам. В европейской культуре это представление, наверное, стоит связать с философией и практикой стоиков. Затем идея свободы челове­ческой воли становится основой христианской теологии.




double arrow
Сейчас читают про: