Приятие и отталкивание

Впрочем, границы между группами, объединенными определенной системой ценностей, не столь уж непроницаемы. Помимо возмож­ных взаимных влияний, издавна существуют культурные меха­низмы вовлечения представителя чужой культуры в свою. Часто это реализуется благодаря особым обрядам приобщения. Это и гражданский акт усыновления и религиозные акты крещения или посвящения в члены какого-либо религиозного ордена, и обуче­ние особым формам поведения (этикету) и многое другое. Иногда это владение некоторой общей тайной или игра в такое владение. В современном обществе возникает еще и другая форма образования группы - так называемый долларовый барьер. Богачи отделяют себя от остальных тем, что, к примеру, платят за гости­ницу или дом в престижном районе, или за билет на благотво­рительный концерт гораздо больше, чем простые люди, тем самым оказываясь "среди своих".

Однако есть и обратный механизм выталкивания, а иногда и добровольного выхода из некоторого коллектива, то есть меха­низм маргинализации (margino на латыни означает обводить по краям,отсюда marginalia - заметки на полях книги, 'маргинал" поэтому означает человека, попавшего на обочину жизни, вышед­шего за пределы нормального существования). В разных культу­рах это происходит по-разному. Индийский йог-отшельник, хрис­тианский или буддийский монах, средневековый вагант, бродив­ший по дорогам Европы, нищенствовавший и сочинявший кощун­ственные стихи (как, скажем, "Всепьянейшую литургию" или "Большую попрошайню", пародирующие церковные службы), вор на всей территории бывшего Советского Союза, - все они по разным причинам и разными путями оказываются за пределами обычной жизни, причем это происходило добровольно. Безумец во многих культурах, прокаженный в средневековой Европе, юродивый в России, а сегодня вольные СПИДом тоже оказыва­ются на обочине, но уже по независящей от них причине. Часто изгойничество связано с репрессивными учреждениями типа сумасшедшего дома, лепрозория, тюрьмы. Однако не всегда мар­гинальное существование оценивается отрицательно. Во многих культурах люди начинают как бы заигрывать с маргинальностью. Так, романтическими красками рисуется богема: возникает особый тип поведения групп, связанных с театром, балетом, худо­жественной деятельностью. Появляются и утверждаются некото­рые символы принадлежности к маргинальным группам - особая манера одеваться, говорить, вести себя. Появляется и подражание жаргонам. На глазах людей моего поколения в Советском Союзе их сменилось несколько: это и так называемый лабухский жаргон ("лабухи" - это самоназвание музыкантов, не всегда самой высо­кой "марки"), жаргон стиляг, затем слэнг хиппующих, сегодня уже и криминальное арго. В этом явлении всегда можно заметить элемент протеста, особенно молодежи, против устоявшихся форм жизни, против культуры предшествующего поколения. Явление это, так же как и жалобы стариков на народившуюся молодежь, наверное, стары, как мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: