Впрочем, границы между группами, объединенными определенной системой ценностей, не столь уж непроницаемы. Помимо возможных взаимных влияний, издавна существуют культурные механизмы вовлечения представителя чужой культуры в свою. Часто это реализуется благодаря особым обрядам приобщения. Это и гражданский акт усыновления и религиозные акты крещения или посвящения в члены какого-либо религиозного ордена, и обучение особым формам поведения (этикету) и многое другое. Иногда это владение некоторой общей тайной или игра в такое владение. В современном обществе возникает еще и другая форма образования группы - так называемый долларовый барьер. Богачи отделяют себя от остальных тем, что, к примеру, платят за гостиницу или дом в престижном районе, или за билет на благотворительный концерт гораздо больше, чем простые люди, тем самым оказываясь "среди своих".
Однако есть и обратный механизм выталкивания, а иногда и добровольного выхода из некоторого коллектива, то есть механизм маргинализации (margino на латыни означает обводить по краям,отсюда marginalia - заметки на полях книги, 'маргинал" поэтому означает человека, попавшего на обочину жизни, вышедшего за пределы нормального существования). В разных культурах это происходит по-разному. Индийский йог-отшельник, христианский или буддийский монах, средневековый вагант, бродивший по дорогам Европы, нищенствовавший и сочинявший кощунственные стихи (как, скажем, "Всепьянейшую литургию" или "Большую попрошайню", пародирующие церковные службы), вор на всей территории бывшего Советского Союза, - все они по разным причинам и разными путями оказываются за пределами обычной жизни, причем это происходило добровольно. Безумец во многих культурах, прокаженный в средневековой Европе, юродивый в России, а сегодня вольные СПИДом тоже оказываются на обочине, но уже по независящей от них причине. Часто изгойничество связано с репрессивными учреждениями типа сумасшедшего дома, лепрозория, тюрьмы. Однако не всегда маргинальное существование оценивается отрицательно. Во многих культурах люди начинают как бы заигрывать с маргинальностью. Так, романтическими красками рисуется богема: возникает особый тип поведения групп, связанных с театром, балетом, художественной деятельностью. Появляются и утверждаются некоторые символы принадлежности к маргинальным группам - особая манера одеваться, говорить, вести себя. Появляется и подражание жаргонам. На глазах людей моего поколения в Советском Союзе их сменилось несколько: это и так называемый лабухский жаргон ("лабухи" - это самоназвание музыкантов, не всегда самой высокой "марки"), жаргон стиляг, затем слэнг хиппующих, сегодня уже и криминальное арго. В этом явлении всегда можно заметить элемент протеста, особенно молодежи, против устоявшихся форм жизни, против культуры предшествующего поколения. Явление это, так же как и жалобы стариков на народившуюся молодежь, наверное, стары, как мир.
|
|