double arrow

ТЕМА. Класс насекомые (Insecta). Отряд двукрылые (Diptera)


ЦЕЛЬ: изучить морфофизиологические особенности представителей классов насекомых (мухи, москиты, комары), раскрыть их медицинское значение как важнейших переносчиков возбудителей заболе­вания человека и обосновать меры борьбы с ними и противоэпи­де­мические мероприятия.

Задачи:

1. Уметь идентифицировать малярийных и немалярийных комаров на стадиях кладки яиц, личинок, куколок и имаго.

2. Уметь характеризовать комаров и москитов с точки зрения их медицинского значения как эктопаразитов – переносчиков возбудителей основных или промежуточных хозяев простейших и гельминтов.

3. Уметь характеризовать морфофизиологические особенности мух и идентифицировать комнатную муху – переносчика желудочно-кишечных заболеваний.

5. Уметь обосновывать сроки и меры борьбы с комарами и москитами на основании знаний их экологии и меры борьбы с комнатными мухами, первичные противоэпидемические мероприятия в очаге.

Мотивационная характеристика.Муха механически переносит более 60 возбудителей заболеваний, пачкаясь в нечистотах или поедая их. Летом в период их массового размножения резко увели­чивается заболеваемость кишечными заболеваниями, включая дизен­терию и брюшной тиф. Несомненна роль мух в распространении туберкулеза, сибирской язвы и других инфекционных заболеваний. Патогенные бактерии обычно не перевариваются в ее кишечнике и с ее испражнениями попадают на пищевые продукты. Поэтому уничтожение мух – одно из важных условий профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Комары способны передавать животным и человеку возбудителей около 50 вирусных, бактериальных и паразитарных заболеваний (малярия, желтая и западно-нильская лихорадка, японский энцефалит и т.д.). Изучение особенностей морфологии и циклов развития насекомых служат необходимой основой для последующего изучения симптоматики, диагностики, лечения и профилактики вызываемых ими заболеваний, проведения противоэпидемических меро­приятий.

Задание для самоподготовки:

Знать: а) морфофизиологическую характеристику отряда двукрылые, меры борьбы с ними; б) строение и жизненный цикл мух – механических переносчиков желудочно-кишечных заболеваний и меры борьбы с ними; в) морфологические особенности комаров; г) комаров, имеющих медицинское значение, их отличия на всех стадиях развития; д) распространяемые ими заболевания; ж) строение москитов, переносчиков заболеваний человека; з) латинские названия отряда и видов.

Теоретические вопросы:

1. Общая характеристика отряда двукрылые (Diptera).

2. Морфофизиологические особенности строения, размножения, развития и медицинское значение: а) мухи: комнатной (Musca domestica), Вольфартовой (Wohlfahrtia magnifica) и цеце (Glossina palpalis); б) комаров р. Anopheles, Culex, Aedes; в) москита (Phlebotomus papatasii).

Контрольные вопросы:

1. Кто является переносчиком возбудителей малярии?

2. Возбудителей каких инфекций и инвазий переносит комнатная муха?

3. Возбудителей каких заболеваний переносит муха цеце?

4. Каковы сроки и меры борьбы с комарами и москитами на основании знаний их экологии?

5. Каковы меры борьбы с комнатными мухами?

6. Почему муха более опасный переносчик патогенных микроорганизмов, чем таракан?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: