Цели занятия:
усвоить основные понятия и категории, касающиеся предмета и метода науки и учебного курса;
выделить и раскрыть основные методы, с помощью которых исследуются актуальные проблемы науки об адвокатуре;
уяснить исторические аспекты возникновения и развития адвокатуры, в том числе в России.
План занятия:
Предмет и метод науки и учебного курса. Методология и задачи науки об адвокатуре. Методы познания науки об адвокатуре и их характеристика. Социальная необходимость появления адвокатуры в государстве. Зарождение основ адвокатуры в Древней Греции и Древнем Риме. Два пути развития и образования двух систем адвокатуры. Доклад (презентация) «Зарождение и развитие института адвокатуры».
Методические рекомендации:
Отработку первого вопроса следует начинать с уяснения предмета адвокатуры как науки и как учебной дисциплины. Знание предмета позволяет не только оценить место адвокатуры в системе юридических наук, но и познать, что изучает эта дисциплина. Важно знать, с помощью каких научных методов и приемов следует изучать адвокатскую деятельность.
Второй вопрос весьма объемный, так как занимает период от зарождения основ адвокатуры в Древней Греции и Древнем Риме и до становления адвокатуры. При изучении материала по данному вопросу вначале важно понять, какие факторы явились первопричинами зарождения адвокатуры как социального института. Следует уяснить основные черты, характеризующие адвокатуру с античности до Нового времени, т. е. до того периода, когда адвокатуру можно считать вполне развитым институтом.
Прорабатывая вопрос возникновения и развития адвокатуры в Древнем Риме, необходимо обратить внимание на противоречия в развитии истории римской адвокатуры. Во времена республики профессия адвоката была свободной, тогда как в период Римской империи адвокатура стала государственной службой и лишилась независимости. Все это не могло не сказаться на развитии института адвокатуры в различных государствах, и в частности в Западной Европе.
Приступая к изучению истории развития адвокатуры в Средние века, следует обратить внимание на построение адвокатуры, которое осуществлялось на неодинаковых, порой взаимоисключающих принципах. Эта тенденция наблюдалась при формировании адвокатуры различных государств. В итоге в Европе к началу Новейшего времени сформировались две основные системы построения адвокатуры: англо-французская и германская. Студент должен знать, на каких принципах построены указанные системы и в чем их принципиальное различие. Причина различий этих систем кроется в принципах организации и построения адвокатуры. С конца XIX — начала XX в. адвокатура развивалась по типу германской системы.