Государственный контроль. Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» определено, что государственному контролю подлежат все лекарственные средства

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» определено, что государственному контролю подлежат все лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации.

Реформирование системы государственного контроля лекарственных средств начато в 2008 году.

Основными элементами реформирования стали:

1. Обеспечение бюджетного финансирования испытаний качества лекарственных средств в рамках государственного контроля.

2. Организация современных лабораторных комплексов по контролю качества лекарственных средств в федеральных округах, подчиненных Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзору).

3. Внедрение в практику государственного контроля качества лекарственных средств неразрушающих экспресс-методов.

Бюджетное финансирование государственного контроля качества лекарственных средств было начато в 2009 году. С 2009 по 2011 гг. испытания качества лекарственных средств в рамках выборочного контроля качества лекарственных средств проводились на конкурсной основе привлеченными экспертными организациями с ежегодным финансированием – 70 млн. рублей. Количество проверенных серий лекарственных средств от общего количества серий, поступающих в обращение, составило в 2009, 2010 и 2011 гг. – 0,7%, 1,9% и 6,6%, соответственно.

Проведенное реформирование системы государственного контроля позволило:

– ввести в эксплуатацию 7 современных комплексов по контролю качества лекарственных средств, подведомственных Росздравнадзору;

– внедрить в систему государственного контроля качества лекарственных средств экспресс-метод ближней инфракрасной спектрометрии (БИК-спектрометрии);

– увеличить объем выборочного контроля к 2012 году до 10% от общего количества серий ежегодно поступающих в обращение на территорию Российской Федерации;

– осуществлять отбор образцов лекарственных средств из всех сегментов фармацевтического рынка (субъектов розничной и оптовой торговли, производителей, госпитальных аптек и пр.).

В 2011 году Росздравнадзором были приобретены 3 передвижные лаборатории контроля качества лекарственных средств, оснащенные БИК-спектрометрами, которые осуществляют скрининг качества лекарственных средств в Сибирском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Общий объем экспертиз, проведенных с использованием неразрушающих экспресс - методов в 2012 году составил – 5400.

В настоящее время дополнительно приобретено 5 передвижных экспресс-лабораторий, которыми будут оснащены лабораторные комплексы во всех федеральных округах.

В 2012 г. с вводом в эксплуатацию федеральных лабораторных комплексов объемы финансирования на проведение экспертиз качества и функционирование лабораторий были увеличены

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено заблаговременное согласование с органами прокуратуры периода проведения проверок субъектов обращения лекарственных средств по контролю качества лекарственных средств, размещение планов проверок на интернет-сайте и уведомление не менее чем за три дня о проведении плановой проверки. Указанным законом определено, что проведение внеплановых проверок также требует согласования с прокуратурой и уведомление субъектов обращения лекарственных средств не менее чем за сутки до проведения внеплановой проверки.

Это создает благоприятные условия для сокрытия подлежащих изъятию лекарственных средств недобросовестными участниками фармацевтического рынка и препятствует выявлению недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств.

Качество лекарственных средств, изъятых при проверках, не может быть проверено на месте, а требует лабораторных испытаний на соответствие требованиям нормативной документации, утвержденной при регистрации лекарственных средств, и, как следствие, отдельного от проверки периода времени. Некоторые виды испытаний занимают несколько дней (7 дней – на микробиологическую чистоту, 14 дней – на стерильность).

В то же время, положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ограничивают несколькими часами период проведения мероприятий в бюджетных организациях, объектах среднего и малого бизнеса, к которым относится большинство аптечных организаций.

Это обуславливает невозможность отбора образцов лекарственных средств и проведение экспертизы их качества в целях государственного контроля в более чем 60% аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами на территории Российской Федерации (по состоянию на 01.03.2012 общее количество розничных аптечных организаций составляет более 94 тысяч). Таким образом, из-под сферы государственного контроля действующим законодательством выведены лекарственные средства, реализуемые субъектами среднего и малого бизнеса. Кроме того, требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294 сокращены до нескольких часов сроки осуществления мероприятий при их совместном проведении с другими контролирующими органами, что также не дает возможности отбирать образцы лекарственных средств в целях проверки их качества.


Приложение 6. Модели финансирования системы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях

Введение полной и всеобщей модели лекарственного возмещения требует:

- оценки возможности федерального и региональных бюджетов выдержать такую нагрузку,

- наличия организационных условий лекарственного возмещения

- механизмов сдерживания затрат, основанных на повышении эффективности использования финансовых ресурсов с обеспечением качества предоставляемых лекарственных средств, а не механистическое достижение экономии.

Опыт льготного лекарственного обеспечения России в 1992-2011 годах продемонстрировал, что особенности рынка лекарственных средств (информационная асимметрия, спрос, спровоцированный предложением, неопределенность спроса и избыточное потребление в отсутствии ценового сигнала) могут генерировать затраты, значимо повышая удорожание всей системы лекарственного обеспечения.

Компенсационные схемы (схемы возмещения) лекарственных препаратов можно разделить:

- по типу источника формирования средств (из государственного источника, из частных источников (добровольное страхование, соплатежи населения));

- по типу объединения средств возмещения (полная или частичная оплата в момент потребления, формирование персонального страхового резерва с лимитом потребления, либо пороговая величина потребления за пределами которой государство берет на себя ответственность за компенсацию расходов на лечение)

- по механизму участия пациентов (фиксированный соплатеж, пропорциональный соплатеж, франшиза)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: