Вопрос №9. Ментальность как тип культуры

Ментальность (от лат mens - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад). Это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь общества. Ментальность характеризует особые уровни индивидуального и коллективного сознания, в этом смысле она представляет собой особый тип мышления, на индивида влияет множество явлений. Следовательно ментальность - это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека ожизненном мире.

Разное мышление: 1) Рациональное мышление - линейное, - христианское. 2) Круговое – язычество. 3) Мышление африканца - через «мы», (я существую, потому что «мы» существуем). Ментальность это не ценностная ориентация и идеология. Она выражает привычки, пристрастия, шаблоны. Ментальность восходит к бессознательным глубинам психики. Она опирается на стихийные, порой неосознаваемые схемы поведения. Первобытная ментальность «примитивная». Леви-Брюль. Назвал первобытное мышление «дологическим», связанным с предметами внешнего мира магически. Сопоставляя первобытного человека с совершенным и пришел к выводу, что единства чел природы нет. Непонимание людей - разные культуры. Умственные функции зависят от форм общественной жизни. Первобытные люди - аффективны, их ментальность основана на вере в сверхъестественное. Дологическая ментальность - принцип сопричастности (одно и то же существо может быть чем-то иным). Чувство единства с природой, человек еще не приписывает себе особого места в природе. Тотемизм - связь с животными → отождествления. Человек бессмертен → физическая смерть не имеет значения. Поколения людей - единая цепь. Античная ментальность. Для древних греков окружающий мир не объективен в нашем смысле, он был их миропредставлением, т.е. субъективной оценкой мира со всеми важными для них реальностями. Средние века. А.Я.Гуревич, ряд работ по изучению ментальности. В центр анализа поставил категорию личности. Все особенности исторической ментальности, представляют собой культурные феномены, проявляющиеся в человеческой личности. Эти культурные самообнаружения направляют активность личности, придают человечеству исторически своеобразные формы, стиль. Гуревич проводит различия между индивидуальностью и личностью. Личность - среднее между обществом и культурой. Человек становится личностью, усваивая культ наследия, - систему ценностей, видение мира. Индивид - некое самостоятельное «я». Средневековая ментальность имеет особенность - человек отождествляет себя с некой моделью, образцом, взятых из древних текстов. Личность опознаёт себя если использует фрагменты других личностей. Парадокс в том, что самобытность личности выражается путем отвержения собственной индивидуальности. Личность ориентирует себя на внешнее. Со времен личность - ядро внутри самого индивида. Ментальность средневекового человека окрашена религиозностью, но уже для нее характерно нарастание личностного самосознания. История ментальностей - реконструкция способов поведения, выражения, умолчания, которые передают обществу миропонимание, представление и образы, миры и ценности, познаваемые отдельными группами или обществом в целом. Проблемы коллективной ментальности ставилась в работах Ж. Моревра, Люсьента. Февра, М, Блока, А. Дюлрона. Разрабатывал проблему ментальности и Фрейд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: