Вопрос №30. Культура и контркультура

Сравнительно недавно культурология обратила внимание на феномен контркультуры, Многие ученые пришли к выводу, что именно рассмотрение этого феномена поможет приблизиться к самой культуре, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Внимание к проблемам контркультуры и культуры сильно потому, что ценности и идеалы, рожденные в годы антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились. Молодые бунтари, выступая против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности.

2 стороны: 1) Новые ориентации растворились в культуре. 2) Культура выбрала новые компоненты. Любая культурная эпоха предстает в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций. В ней всегда сосуществует разное. Любая культура демонстрирует сложный спектр субкультурных элеменов. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Закрепляются в особых поведениях людей, сознании языке. Субкультуры автономны, закрыты, претендуют на то, чтобы заменить собою культуру. В культурологи проблема субкультуры рассматривается в рамках концепции социализации. Вхождение в мир культуры - процесс сложный, наталкивается на психологические трудности. Это поражает жизненные устремления молодежи, которые из общего культурного фонда присваивают себе то, что наиболее отвечает их жизненному порыву. Субкультура - это эпизоды в истории становления бытия (отклонение от целенаправленного пути).

В культурной терминологии контркультура имеет два значения: 1) Социально-культурные установки, противопоставление фундаментальным принципам 2) Отождествление с западной молодежной культуры 60-х годов. Понятие контркультуры появилось в западной литературе в 1960 году, отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Само слово принадлежит социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные влияния, направленные против господствующей культуры в некий относительно целостный феномен - контркультуру. Битничество зародилось в 1945 году. Родина калифорнии. Битничество, по началу, не оформилось как литературное или художественное течение. Это была идеологически агрессивная группировка, которая отыскивала в разнородной теоретической литературе обоснование новому жизнепониманию. Бунт в 50-х годах → поиск собственных субкультурных ориентации. Сексуальный протест - гомосексуальные эксперименты. Битничество проявило интерес к ориентальной культуре - буддизм практика психоделиков, рок музыка. Тинейджеры - еще одна субкультура - от 13 до 19 лет - рокеры и панки, теды (противники панков, хранители социального порядка), баба - (под Христа - мягкие, пассивные). Культура развивается не путем приращивания одного к другому, а рождает новые эпохи принципиально различные. Порождает эти преобразования контркультура. Контркультура постоянно проявляет себя в виде механизма духовных знаний. Она - потенциал обновления. Можно ли говорить о новой культуре во 2-й половине 20 в.? Б. Бергер в книге «Выживание контркультуры» говорит, что в 60-х годах на Западе возникла новая культура. Вобрав в себя древние традиции, она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры. Бергер полагал, что молодежные субкультуры не исчезли бесследно, вплелись в ткань традиционной культуры (урбанистической). В результате и сама ткань оказалась преобразованной. Значением контркультуры обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Контркультура - это совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: