Занятие 1

Теоретические вопросы семинара:

1. Общество как объект философского познания.

2. Основные теоретические модели в объяснении общества (натурализм, материализм, идеализм).

3. Природа и общество. Исторические типы взаимодействия природы и общества.

4. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Практические задания:

1. Слово «общество» является многозначным. Его употребление в повседневной речи и художественных произведениях значительно отличается от употребления в научной литературе. Определите, в каком из перечисленных примеров под обществом имеется в виду социально-философское понятие:

а) У Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически слабым ребёнком и чурался общества.

б) Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево.

в) Действующие лица в комедии «Горе от ума» принадлежат к одному обществу – это дворянский московский круг.

г) По словам Л.Н. Толстого, избрание его в общество любителей российской словесности польстило его самолюбию и искренне его обрадовало

д) Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. (М. Вебер)

е) Бывать в обществе просто скучно. Но быть вне общества – уже трагедия. (О. Уайлд)

2. Какую из моделей объяснения общества иллюстрируют данные высказывания:

а) Идеальное общество – такое, принципы которого находятся выше него, а не в нём самом. (М. Лайтман)

б) В классовом обществе каждый человек живёт как индивид определённого класса, и нет такой идеологии, на которой не лежала бы классовая печать. (Мао Цзэдун)

в) Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В. И. Ленин)

г) Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, но война всех против всех. (Т. Гоббс)

д) Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» – и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. (Ж.-Ж. Руссо)

е) Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В.Г. Белинский)

3. Какой из данных признаков не характеризует общество:

а) системность;

б) саморегуляция;

в) самоликвидация;

г) самообновление;

д) универсальность.

4. Соотнесите данные элементы общества и сферы, к которым они принадлежат:

I. техника;

II. государство;

III. философия;

IV. студенческая группа.

а) духовная;

б) политическая;

в) материально-производственная;

г) социальная.

5. Какое содержание вкладывается в понятие «природа»? Рассмотрите возможные варианты ответа на этот вопрос и укажите, какой из них, по вашему мнению, наиболее точен.

а) Природа - это географическая среда, в которой обитает человеческое общество.

б) Природа - это биосфера Земли.

в) Природа - это вся материальная действительность.

г) Природа - это та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей.

д) Природа - это биосфера и ноосфера.

е) Природа - это наша Вселенная.

6. Сравните между собой две системы: природу и общество. Какие системные характеристики присущи каждой из них, в чем эти системы отличны?*

7. Прочтите приведенные ниже высказывания. Какая философская концепция нашла отражение в них? В чем ее несостоятельность?

А. «Народы жарких климатов робки как старики; народы холодных климатов отважны как юноши» (Монтескье Ш.).

Б. «В Индии рабство, низкое вечное рабство было естественным состоянием значительного большинства народа: на это состояние он был обречен физическими законами, решительно не допускавшими сопротивления» (Бокль Г.Т.).

В. «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят» (Реклю Э.).

8. Л. Н. Гумилев в ряде своих работ («Энтогенез и биосфера Земли» и др.) развивает концепцию, согласно которой общественное развитие в значительной степени определяется деятельностью пассионариев, т. е. той частью этноса (народа), которая в силу ряда природных факторов: солнечной активности, космической радиации, генетических мутаций оказывается способной к сверхнапряженной работе, высокой социальной активности. Пассионарность возникает, по Гумилеву, на строго очерченных пространствах в определенные исторические периоды. Деятельностью пассионариев автор объясняет важнейшие исторические события человечества - от походов Чингисхана до великих революций XVIII-XX веков. Можно ли считать Л. Н. Гумилева сторонником географического детерминизма?* Аргументируйте свой ответ*.

9. Как вы понимаете слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидуумов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу».

О каких связях и отношениях здесь идёт речь?

10. В каком из высказываний находит своё отражение субъектный и объектный подход к социальному познанию:

А. Не надо быть Цезарем, чтобы понимать Цезаря - как принято говорить. В противном случае заниматься историей вообще не имело бы никакого смысла. (М. Вебер)

Б. Прежде всего, следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного…является проявлением и утверждением общественной жизни. (К. Маркс)

11. Что из перечисленных элементов не относится к производительным силам общества?

а) рабочая сила;

б) разделение труда;

в) средства труда;

г) предметы труда.

12. Классовая борьба в обществе может принимать различные формы, в том числе политическую, экономическую и идеологическую, к каким видам можно отнести следующие её проявления:

а) забастовка;

б) восстание;

в) дискуссия в печати.

13. Подумайте, являются ли понятия «социальное противоречие» и «социальный конфликт» тождественными.

14. Заполните таблицу «Взаимодействие природы и общества»*:

Эпоха Суть взаимоотношений Особенности Цель жизни в соответствии с этим
а) Первобытное общество      
б) Средине века      
в) Возрождение      
г) Новое время      
д) Современность      

15. Что означает термин «ноосфера»?

а) объединение человечества в единую мировую систему;

б) сфера господства разума;

в) глобализация общества;

г) система глобального моделирования окружающей среды.

Объясните смысл высказываний:

1. Человек по своей природе есть существо общественное (Аристотель).

2. Во дворце мыслят иначе, чем в хижине, низкий потолок, которой как бы давит на мозг. На вольном воздухе мы иные люди, чем в комнате, теснота сдавливает, простор расширяет сердце и голову (Л. Фейербах).

3. Слоган социологии: «любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель» (О. Конт).

4. Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу (Н. Макиавелли).

5. Мы все еще знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближенное знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного, могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений (П. Сорокин).

Контрольные вопросы:

1. Какова специфика предмета и важнейшие принципы социальной философии?

2. Как соотносится социальная философия с общественными науками?

3. Что такое социальное познание и каковы его особенности?

4. Что такое общество? Как понимали общество на разных этапах развития социально-философского знания?

5. В чём смысл понимания общества как «самоорганизующейся системы»?

6. В чём состоит особенность теоретических моделей в объяснении общества?

7. В чем сущность натурализма в понимании факторов общественного развития? Каковы разновидности натурализма?

8. В чем различие понятий «природа» и «географическая среда»?

9. Что такое природа в широком и узком смысле?

10.Что такое неочеловеченная и очеловеченная природа?*

11.Каковы основные этапы взаимодействия общества и природы?

12.В чём выражается противоречивый характер единства природы и материального производства?*

13.В чем суть проблемы взаимосвязи природы и общества?

14.Каковы основные принципы географического детерминизма?

15.Какие факторы приводят к развитию общества? Какие из них философы считают главными?

16.Что такое ноосфера? Кто из отечественных и зарубежных мыслителей, занимался и занимается разработкой концепции ноосферы?*

17.Назовите и кратко охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

18.Какие элементы выделяют в структуре экономической, социальной и политической сфер общественной жизни?

19.В чём выражается взаимодействие различных сфер общественной жизни?

20.Что имеется в виду под субъективной и объективной сторонами общественной жизни?

21.Назовите и кратко охарактеризуйте основные элементы духовной жизни общества?*

22.Перечислите и кратко охарактеризуйте уровни и формы общественного сознания.

23.Что такое идеология? Какие виды идеологий Вы можете назвать?*

24.Что является субстанцией социума?*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: