Занятие 3

Теоретические вопросы семинара:

1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции. Типология культур.

2. Культура и цивилизация. Формационная, цивилизационная и культурологическая модели исторического развития.

3. Глобальный мир в XXI веке. Сценарии будущего.

Практические задания:

1. Определите, в каком из перечисленных случаев под «культурой» имеется в виду философское понятие:

а) разведение, выращивание какого-либо растения;

б) высокий уровень развития чего-либо;

в) проявления жизни, достижений и творчества народа или группы народов;

г) система внебиологических выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека.

2. Какая из перечисленных функций не связана с культурой:

а) познавательная;

б) методологическая;

в) информативная;

г) коммуникативная;

д) нормативная;

е) цивилизационная.

3. Какое из предложенных высказываний о культуре является некорректным?

а) Культура такой же феномен, как и человечество.

б) Культура наследуется биологически.

в) Выражение «малокультурные народы» бескультурно.

г) Бескультурных народов не бывает.

4. О. Шпенглер выделял восемь видов культур, какие из них он считал завершившимися, а какую – развивающейся*:

а) китайская;

б) вавилонская;

в) индийская;

г) античная (греко-римская) или «аполлоновская»;

д) арабская, или «магическая»

е) западно-европейская, или «фаустовская»;

ж) культура народа майя;

з) «русско-сибирская».

5. Какие из перечисленных признаков не свойственны массовой культуре:

а) тривиализация;

б) стандартизация;

в) новаторство;

г) народность;

д) усреднённость;

е) деиндивидуализация;

ж) противоречивость;

з) мифологизация.

6. Какие из данных признаков характеризуют цивилизацию, а какие культуру:

I. носит ценностный характер;

II. органична;

III. аристократична;

IV. существует в вечности;

V. иногда враждебна жизни.

а) прагматична;

б) механична;

в) демократична;

г) прогресс является важнейшей ценностью;

д) способствует продлению и усовершенствованию жизни.

7. Кому из перечисленных мыслителей принадлежат эти концепции культуры:

а) психологическое учение о культуре;

б) трудовая культурологическая теория;

в) теория культурно-исторических типов;

г) культурологическая концепция;

д) теория локальных цивилизаций.

I. З. Фрейд;

II. Н.Я. Данилевский;

III. П. Сорокин;

IV. О.Шпенглер;

V. К. Маркс.

8. Какую из концепций культуры (см. 7) иллюстрируют данные высказывания:

а) «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться» (К. Маркс).

б) «Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы» (З. Фрейд).

в) «Произошел сдвиг от увядающей умозрительной к расцветающей чувственной фазе, но такой же сдвиг может произойти от нашей выродившейся чувственности к новой и сильной умозрительности» (П. А. Сорокин).

г) «…цивилизации, последовавшие за первобытными аутохтонными культурами, развили каждая только одну из сторон культурной деятельности: еврейская - сторону религиозную, греческая - собственно культурную, а римская - политическую. Поэтому мы должны характеризовать культурно-исторические типы: еврейский, греческий и римский - именем типов одноосновных» (Н.Я. Данилевский).

д) «Культуры есть организмы. История культуры – их биография» (О.Шпенглер).

9. Согласны ли вы с утверждением, что любая культура – это насилие?*

10. В чем причина обострения экологической проблемы? Проанализируйте ответы, которые были даны на этот вопрос. Какие из них, по вашему мнению, правильно отражают сущность причин, породивших обострение экологической ситуации в мире?

а) Развитие производительных сил общества неизбежно предполагает разрушение природы, поскольку технический прогресс невозможен без добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, расширения посевных площадей и т. п.

б) Безудержный рост населения заставляет человеческое общество расширять производство, увеличивать производство продовольствия за счет распахивания всех пригодных земель, разрушая сложившиеся биогеоценозы, приводя к неизбежному истощению сырьевых, энергетических ресурсов.

в) Экологический кризис возник вследствие противоречия между увеличившимися до гигантских размеров возможностями общества изменять природу и ограниченными возможностями предвидеть все последствия таких изменений.

г) Между обществом и природой антагонистические противоречия, которые неразрешимы и неизбежно будут обостряться, экологическая катастрофа неизбежна.

д) Причина обострения экологических проблем на Земле - в безудержном стремлении людей к комфорту, к роскоши, к материальным ценностям.

е) Экологические трудности порождены национальным, региональным и классовым эгоизмом, который в угоду узконациональным или классовым интересам, амбициям хищнически эксплуатирует природу, не заботясь о будущем.

11. В книге «Культура и этика» А. Швейцер сформулировал основной принцип своего этического учения: благоговение перед жизнью. «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Таким образом, жизнь представляет высшую ценность, она священна». Однако для того, чтобы жить, мы должны добывать себе пищу, уничтожая растения и животных. Очень часто нам приходится строить свое счастье, создавая трудности, а то и делая несчастными других людей. Как выйти из этого противоречия?* Или исходный принцип А. Швейцера ложен, или его теория неприменима на практике?* Каково ваше мнение?*

12. «...Нельзя решать экологические проблемы в рамках средств и возможностей, которыми располагает то или иное государство. Подавляющее большинство этих проблем носит международный, глобальный характер и требует согласованных усилий всего мирового сообщества. И если такового не будет, человечество неизбежно ждет экологическая катастрофа. А поскольку человечество по-прежнему раздирают национальные, классовые, религиозные, расовые противоречия и рассчитывать в ближайшее время на их окончательное решение, по-видимому, нет оснований, можно прогнозировать дальнейшее обострение экологического кризиса; мы уже недалеки от той черты, за которой любые действия по предотвращению катастрофы станут тщетными из-за необратимости изменений в среде обитания. Таким образом, у человечества остались не столетия, а десятилетия, а возможно, несколько лет до рокового часа, когда разразится глобальная катастрофа, и не надо никакой ядерной войны, человек истребит себя своей беспечностью и эгоизмом». Согласны ли вы с этим рассуждением? Каковы, по вашему мнению, пути решения тех противоречий, которые мешают коллективным усилиям мирового сообщества, направленным на борьбу против угрозы экологического кризиса?

13. Какая из этих проблем относится к разряду глобальных:

а) Вхождение России во Всемирную торговую организацию.

б) Исчерпание природных ресурсов.

в) Борьба с алкоголизмом.

г) Предотвращение локальных конфликтов.

Объясните смысл высказываний:

1. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом» (Фридрих Ницше).

2. «Культура начинается с запретов» (Юрий Лотман).

3. «Умирая, культура превращается в цивилизацию» (Освальд Шпенглер).

4. «…просвещение вредно, и сама культура - ложь и преступление» (Ж.Ж. Руссо).

5. «Культура родилась из культа» (Николай Бердяев).

6. «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. (Жан-Поль Сартр).

Контрольные вопросы:

1. Объясните смысл термина «культура»? Каково его первоначальное значение?

2. Какие виды культуры Вы знаете? Что Вы можете о них сказать?

3. По каким принципам можно классифицировать культуру? В чем проявляется единство культур при многообразии ее форм?

4. В чем проявляется знаковый характер культуры?*

5. В чем заключаются особенности молодежной культуры?*

6. Каковы функции и роль ценностей в культуре?*

7. В чем отличие постклассической культуры от классической?*

8. К каким трансформациям в общественной и культурной жизни ведет появление и распространение современных информационных технологий?*

9. Каковы основные значения термина «цивилизация»? Каковы важнейшие признаки цивилизации, отличающие её от культуры?

10. Каковы воззрения О. Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации?

11. В чем состоит, по Вашему мнению, специфика российской цивилизации?

12. Что значит понятие «глобальные проблемы современности», каков его объём и содержание?

13. В чём отличие глобальных проблем от региональных и локальных?

14. Что такое глобалистика? С чем связана деятельность Римского клуба?

15. В чём причины возникновения и обострения глобальных проблем в ХХ веке?

16. Какие типы глобальных проблем можно выделить, каковы пути их преодоления?

17.. Как связаны между собой глобальные проблемы?

18. В чём заключается роль философских знаний в решении глобальных проблем человечества?

19. В чём проявляется кризис современной цивилизации?

20. В чём заключается духовный кризис и каковы перспективы его преодоления?

21. Какие существуют основные способы предвидения?

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Конспектирование первоисточников.

2. Словарная работа над основными понятиями модуля.

3. Индивидуальное творческое задание *

а) Специфика философии культуры.

б) Диалектика глобального и локального в современной культуре.

в) Традиционные культуры и модернизация.

г) Феномен вестернизации.

д) Понятие нового мирового порядка.

е) Роль идеологии в глобализирующемся мире.

ж) Концепция конца истории Ф. Фукуямы.

з) Механизмы межкультурной коммуникации в глобальном мире.

и) Глобализация и культура.

к) Э. Фромм - критика основ западной цивилизации и ее актуальность.

л) Особенности молодежной культуры.

м) Основные парадигмы философского анализа культуры.

н) Феномен массовой культуры.

о) Мультикультурализм и его противоречия

п) Возникновение глобальных кризисов во второй половине ХХ века.

р) Проблема выживания, экологический, антропологический кризис.

Основная литература:

1. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие. М.: Проспект, 2005.

2. Введение в социальную философию: учебник в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2003.

3. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов. М.: Академический проспект, 2007.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник. М.: ВЛАДОС, 2004

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.: Гардарика, 1999, 2002, 2001.

6. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2010

7. Философия: учебник / под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. 2008, 2009.

8. Философия: учебное пособие в 2 ч. Ч 2. / Под ред. В.П. Кошарного. Пенза, изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005

Справочная литература:

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006.

2. Кошарный В.П., Розенберг Н.В., Бабина В.Н. Самостоятельная работа студентов при изучении философских дисциплин: методические указания. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2010.

4. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова, 6 изд. М.: Политиздат, 1991.

5. Философский энциклопедический словарь. / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 2009.

Электронные ресурсы:

1. Архив классической философской литературы https://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

2. Сайт ИФ РАН https://www.philosophy.ru

3. Официальный сайт философского факультета МГУ https://philos.msu.ru

4. Российская национальная библиотека https://www.nlr.ru/

5. Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина https://www.rsl.ru/

6. Философский портал https://www.philosophy.ru

7. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru

8. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/

9. Библиотека Русского гуманитарного интернет – университета https://www.i-u.ru/biblio/

10. Библиотека Гумер https://www.gumer.info/

11. Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru/

12. Библиотека Максима Мошкова: философия https://lib.ru/FILOSOF/

13. Институт философии и права Сибирского отделения РАН www.philosophy.nsc.ru

14. Национальная философская энциклопедия https://terme.ru/

15. Электронная библиотека по философии: https://filosof.historic.ru

16. Электронная гуманитарная библиотека https://www.gumfak.ru/

17. Britannica - www.britannica.com

18. Stanford Encyclopedia of Philosophy https://plato.stanford.edu/

19. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP) https://www.iep.utm.edu/

20. Философско-литературный журнал «Логос» www.ruthenia.ru/logos

Дополнительная литература:

1. Барулин В.С. Социальная философия. М.,

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: РГГИ, 1998.

3. Валлерстайн И. Глобализация или переходный период? // Экономические стратегии. 2000. № 2.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.

5. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

6. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9.

7. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. «003. № 1.

8. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М.: РОУ, 1996.

9. Лось В.А. Методологические аспекты глобализации // Общественные науки и современность. 1988. № 2.

10. Моисеев Н. Нравственность и феномен эволюции: экономический императив и этика ХХ века // Общественные науки и современность. 1994. № 6.

11. Назаретян А. «Столкновение цивилизаций» и «конец истории» // Общественные науки и современность. 1994. № 6.

12. Пегов С. Природа и общество на пороге ХХI века // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

13. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Политиздат, 1985.

14. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2008.

15. Философия культуры / под ред. М.С, Качана и др. СПб.: Лань, 1998.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:

В результате освоения модуля студенты должны

ЗНАТЬ:

1. Основные понятия: культура, мультикультурализм, знак, символ, материальная культура, духовная культура, цивилизация модерн*, постмодерн*, глобализация, глобальные проблемы, глобалистика, Римский клуб*, футурология, прогностика.

2. Виды культуры.

3. Принципы классификации культур.

4. Типологии культур

5. Функции культуры.

6. Отличие постклассической культуры от классической*.

7. Важнейшие признаки цивилизации, отличающие её от культуры*.

8. Соотношение культуры и цивилизации.

9. Специфику российской цивилизации.

10. Отличие глобальных проблем от региональных и локальных.

11. Причины возникновения и обострения глобальных проблем в ХХ веке.

12. Типы глобальных проблем и пути их преодоления.

13. Роль философских знаний в решении глобальных проблем человечества.

14. В чём проявляется кризис современной цивилизации.

15. Основные способы предвидения.

16. Возможные сценарии будущего.

17. Основные направления футурологии*.

УМЕТЬ:

  1. Исследовать окружающую среды для выявления ее возможностей и ресурсов.
  2. Принимать нестандартные решения и разрешения проблемных ситуаций.
  3. Анализировать глобальные проблемы современного мира и возможные пути их решения*

ВЛАДЕТЬ:

  1. Навыками публичного выступления и ведения дискуссии.
  2. Целостной системой научных знаний об окружающем мире.
  3. Способностью ориентироваться в ценностях бытия жизни, культуры.
  4. Наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач.
  5. Навыком обосновывать свою позицию, использовать аргументы для ее защиты*.
  6. Навыком применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………………..3

Тема 1. Предмет философии, ее место и роль в культуре человечества…………………5

Тема 2. Исторические типы философии…………………………………………………….10

Тема 3. Философское учение о бытии (онтология)………………………………………...19

Тема 4. Теория познания (гносеология)…………………………………………………….28

Тема 5. Философское учение о человеке (философская антропология)…………………35

Тема 6. Социальная философия………………………………………………………………42

Занятие 1………………………………………………………………………………42

Занятие 2……………………………………………………………………………….48

Занятие 3……………………………………………………………………………….55


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: