Научная психология - одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов

Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов - систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования - психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов

28. Основными функциями психологической службы являются:

• аналитическая, предполагающая анализ сложившегося социально-психологического климата учебного заведения и определение критериев, способствующих формированию комфортных условий для развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей учащихся, педагогов, родителей при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности;

• исследовательская, направленная на изучение реальной деятельности личности, микрогрупп, учебных групп, коллектива учебного заведения в целом. Она также включает оценку влияния условий социума на отдельную личность, проведение диагностики свойств личности, прогноз и консультирование индивидуального развития, изучение состояния, нравственно-психологического климата учебного заведения и выявляет ограничения, затрудняющие или искажающие процессы полноценного развития личности;

• прогностическая, которая основывается на составлении прогноза развития негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа запросов педагогов, родителей и учащихся;

• консультативная, включающая консультирование участников воспитательной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального, профессионального становления и развития личности;

• коррекционно-развивающая, которая осуществляется на материале ранее проведенных педнаблюдений с целью привития учащимся осознанного восприятия определенных норм поведения;

• защитно-опекунская, направленная на оказание помощи учащимся, в охране их психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в опеке и попечительстве, в защите их прав и интересов. Она также предполагает представление прав и интересов, учащихся в различных инстанциях: педсовет, совет профилактики, комиссия по социальной защите, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.;

профилактическая, которая основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами алкоголизма и наркомании среди учащихся, профилактики суицидального и асоциального поведения.

29.Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

30.Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.

Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психолог помогает человеку найти свои внутренние ресурсы, осознать ранее подавленные переживания и стереотипы поведения. На психологической консультации люди понимают причины своих трудностей и учатся с ними справляться.

Существует несколько видов психологического консультирования:

1 Интимно-личностное консультирование. Предполагается работа с внутренними проблемами и состояниями клиента (поиск смысла жизни, повышенная тревожность, сложности во взаимодействии с людьми и т.д.).

2 Семейное консультирование. Сюда относится не только непосредственная работа с парами, но и консультирование в добрачный период, а также в период развода. Кроме того, сюда же относят консультирование по вопросам детско-родительских отношений, а также взаимоотношений с родителями и родственниками мужа / жены.

3 Профессиональное консультирование — это психологическая консультация по вопросам выбора профессии (профориентация).

4 Организационное (производственное) консультирование направлено на решение вопросов взаимодействия в коллективе, эффективного управления, мотивации персонала и т.д.

31.Термин "психологическая коррекция" получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы шли бурные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, но они носили преимущественно теоретический характер. На практике психологи успешно занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление и распространение термина "психологическая коррекция" в определённой мере было направлено разграничение полномочий врача (психотерапевта) и психолога. Однако на сегодняшний день до сих пор нет единого чёткого разграничения терминов "психотерапия" и "психокоррекция".

Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.

В зависимости от целей и содержания психологическая коррекция может быть:

• познавательной сферы;

• личности;

• аффективно-волевой сферы;

• поведенческих аспектов;

• межличностных отношений:

◦ внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

◦ детско-родительских отношений.

Психологическая коррекция может быть также индивидуальной и групповой. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Средства и приёмы психологической коррекции могут различаться в зависимости от подхода, в котором работает психолог. Так, например, психокоррекция в рамках психоаналитического подхода будет направлена на смягчение конфликта между "Я" и "Оно". С точки зрения гуманистического направления будет преследоваться цель создания наиболее благоприятных условий для самореализации клиента и его личностного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: