Даосизм как художественно-эстетическое основание древнекитайской культуры

Современником Конфуция был Лао-цзы, создавший такое учение, как даосизм. Свои взгляды Лао-цзы изложил в трактате «Дао дэ цзин».

Главным понятием в даосизме является понятие «дао» («путь»). Согласно учению Лао цзы Дао – это первопричина всего сущего, т.е. это то, из чего все произошло.Дао, по мысли Лао-цзы, не поддается физическому восприятию, т.е. Дао нельзя не увидеть, не услышать, не почувствовать. Из этого Лао цзы делает вывод, что Дао – это ничто. Отсюда вытекает главный тезис даосизма: Все происходит из ничего и все снова в ничто превращается.

Согласно философии Лао цзы развитие может осуществляться только по кругу. Ведь моделью развития для древних китайцев был круг, циклическая схема, в которой можно было выделить две равные, но противоположные по смыслу составляющие. Одну половину этого круга древние китайцы представляли темной частью, другую половину светлой частью. Такая модель мира называлась Тай дзы, в которой присутствуют две части равные по объему, но разные по смыслу, разные по своему назначению в природе. Темная половина называлась Инь − женское начало, темное, пассивное, разрушительное, а Ян − мужское начало, светлое, активное, созидательное, творящее. Мир представлялся, согласно системе Лао цзы, как единство и борьба этих двух половин. В системе даосизма можно выделить важнейший принцип, на котором основывается отношение человека к окружающей природе, с миром, в котором человек живет. Это принцип недеяния: человек должен слиться с природой, должен раствориться в ней и в этом потоке существовать. Сам трактат «Дао де дзин» открывает Путь человека к постижению Дао через Добродетель без деяния. Даосизм нужен был человеку для того, чтобы обрести гармонию внутри себя и в социальных вопросах.

Еще одним учением, близким к даосизму был чань-буддизм. Это такая буддистская практика медитации и созерцания, дающая человеку возможность не отключаться от реальной жизни, продолжать заниматься своим делом, но при этом постоянно медитировать, постоянно углубляться в созерцание красот окружающей природы, обретать гармонию внутри себя, творить красоту и тем самым постигать сущность буддизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: