Франция

I. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XI–XV вв.

ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН

СЕРВЫ ИЗ «КУТЮМ БОВЭЗИ» БОМАНУАРА

§ 1452.... Есть много состояний серважа. Ибо одни из сервов; так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют [над ними] право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле – за икну или без вины – и никому за них не ответственны, кроме как одному богу. С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их серваж. И [лишь] когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество – движимое и недвижимое – переходит к сеньорам. Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если [серв] умирает, нет у него наследника, кроме сеньора, и дети серва ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности носят у сервов Бовэзи название мертвой руки и брачной пошлины. О других видах серважа в чужих (землях) мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.

§ 1457. Наши обычаи более мягки (courtoise) по отношению к сервам, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих сервов, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо, при условии платы своим сеньорам пожженных обычаем рент и подушного, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров. Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору «брачное» [формарьяж], за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как, например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо как только кто проведает, что его серв поселился в таком месте, он может получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного дня притязание, как на своего серва. …Множество сервов, тайно ушедших от своих сеньоров на жительство в такие места, получило свободу.

(Практикум по истории Средних веков. Для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов. Выпуск II.

Составители: М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М., 1981.– С.6 – 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: