Методические рекомендации. На втором занятии внимание должно быть сосредоточено непосредственно на анализе текста Великой хартии вольностей

На втором занятии внимание должно быть сосредоточено непосредственно на анализе текста Великой хартии вольностей.

1 вопрос. При подготовке к ответу на первый вопрос статьи Хартии следует сгруппировать в соответствии с отражением в них интересов различных социальных слоев: баронства, рыцарства, церковнослужителей, бюргерства, крестьянства. Это поможет сопоставить их и сделать выводы относительно того, чьи социально-политические и экономические интересы и в какой степени отражены в Хартии. В ходе проработки содержания Великой хартии вольностей следует попытаться ответить на ряд вопросов. Какие статьи отражают специфические интересы баронства? Рыцарства? Какие статьи Хартии одновременно отражали интересы и баронства, и рыцарства? Всегда ли интересы баронства и рыцарства совпадали? (Обратите внимание на ст. 34). Почему в Хартии мало статей, посвященных непосредственно католической церкви? (Обратите внимание на содержание ст. 1, 22). В каких статьях отражены специфические бюргерские интересы? Почему в Хартии среди городов Лондону уделяется особое внимание? Интересы каких категорий крестьян отражены в Хартии и каким образом? Является ли ст. 20 свидетельством заботы о вилланах? Чьи интересы наиболее полно отражены в Хартии? Как можно сгруппировать статьи Хартии в соотвествии с характером требований?

2 вопрос. Особое внимание надо обратить на так называемые «конституционные статьи» и общесословные требования. Следует продумать ответы на следующие вопросы: почему за статьями 12, 14, 21, 34, 39, 61 Великой хартии вольностей в историографии закрепилось название «конституционных»? Действительно ли они являются таковыми? Идет ли речь в 39 статье о провозглашении свободы личности? Какое содержание вкладывали составители Хартии в понятие «свободный человек»? Можно ли обнаружить в документе прообраз парламента? Что имелось в виду под «общим советом королевства»? С какой целью согласно ст. 61 избираются двадцать пять баронов? Какие требования можно считать общесословными? Какие статьи направлены против злоупотреблений королевских чиновников? В каких статьях подтверждаются судебно-административные порядки, введенные Генрихом II? К каким мерам собирались прибегнуть составители Хартии, чтобы заставить короля соблюдать ее? Какие статьи носят прогрессивный, а какие реакционный характер? Какова политическая сущность Хартии?

3 вопрос. Процесс формирования сословной монархии в Англии происходил в условиях острых политических конфликтов, которые имели место на протяжении всего XIII в. Важнейшими результатами политической борьбы этого времени в английском обществе стали принятие Великой хартии вольностей и возникновение парламента. Существовала ли связь между этими событиями? На этот вопрос предстоит ответить в ходе рассмотрения третьего пункта плана. Для этого необходимо обобщить весь рассмотренный в рамках данной темы исторический материал, учесть дальнейшую судьбу Хартии, выяснить, какие основные этапы становления английского парламента выделяются в научной литературе и сделать соответствующий вывод о месте политического конфликта 1215 г. и Великой хартии вольностей в истории (или предыстории) английского парламента.

Источники (по теме)

Памятники истории Англии XI–XIII вв. / Под ред. Д.М. Петрушевского.– М., 1936.– С. 88–135.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д.Сказкина.– М., 1950. Т. 2. С. 72–74.

Рекомендуемая литература (по теме)

Авдеева, К.Д. Внутренняя колонизация и развитие феодализма в Англии в XI–XIII вв. /К.Д. Авдеева. – Л.: АН СССР, 1973– 370 с.

Азимов, А. История Англии. От ледникового периода до Великой хартии вольностей/ А. Азимов. – М.: Центрполиграф, 2005.– 319 с.

Барг, М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI–XIII вв./ М.А. Барг.– М., 1962. – 358 с.

Грин, Д.Р. Краткая история английского народа/ Д.Р. Грин. – М.:АН СССР, 1897.– 285 с.

Гутнова, Е.В. Возникновение английского парламента. (Из истории английского общества и государства XIII вв.) / Е.В. Гутнова– М.: АН СССР, 1960. – Гл. 5.– С. 281–290.

Гутнова, Е.В. Западноевропейский регион в XI – XV вв./ Е.В. Гутнова// История Европы в 8 т. – М., 1992. – Т. 2 Средневековая Европа. – С. 256 – 309.

Колесницкий, Н.Ф. Феодальное государство (VI–XV вв.) /
Н.Ф. Колесницкий. – М., 1967. – С. 170–177.

Крашенинникова, Н.А. Великая хартия вольностей 1215 г. (Современная интерпретация)/ Н.А. Крашенинникова; 86-107 //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2002. – №3. – С. 86-107.

Левчук, С.В. Политико-правовые аспекты исторического толкования актуальных положений "Magna Charta Libertatum" 1215 года и "Habeas corpus act" 1679 года в Англии в контексте "право-привилегий" и идейных начал принципа "презумпции невиновности" / С.В. Левчук //История государства и права. – № 7. – 2013. – С. 26-32.

Мортон, А.Л. История Англии / Пер. с англ. Н. Чернявской, ред. и вступ. статья А. Самойло / А.Л. Мортон. – М.: Издательство иностранной литературы, 1950. – 464 с.

Петрушевский, Д. Великая Хартия Вольностей / Д.М. Петрушевский. – Ростов-на-Дону, 1904. – 55 с. – Б.и.

Петрушевский, Д.М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века/ Д.М. Петрушевский – М.: Сабашников, 1915. – 167 с. – Б.ц.

Петрушевский, Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века / Д.М. Петрушевский.– 4-е изд. – М: Госуд. соц-эконом. изд-во, 1937. – 232 с.

Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII вв.– / Ш. Пти-Дютайи. – М.: Соцэкгиз, 1938.– 424 с.

Хатунов, С.Ю. Тридцать вторая статья Великой хартии вольностей и ее основные положения / С.Ю. Хатунов // Российский юридический журнал. – 2011. – № 4. – С. 232-239.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: