О достоинстве и превосходстве человека

Кн. III....Итак, с самого начала бог, по-видимому, посчитал это столь достойное и выдающееся свое творение [человека] настолько ценным, что сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим и, наконец, могущественнейшим. <...>

...По-видимому, мир и его красоты, изначально созданные богом и предназначенные для пользования людей и принятые затем самими людьми с благодарностью, были сделаны [людьми] гораздо более прекрасными и превосходными и притом отделанными с гораздо большим вкусом. <…>

Таким образом, мы можем сказать, что действовать и познавать и составляет по праву собственный долг человека... И раз этот дар познавать и действовать выделен, как известно, всемогущим богом человеку, то человек, без сомнения, считается лучшего качества и свойства, так как исполнение его долга соединяет его с ангелами и с самим богом; иначе, т. е. без действия и познания, человек, на наш взгляд, совсем не мог бы жить в: мире, созданном ради него. Никакое другое животное, за исключением человека, не может быть по своей природе причастным к действию и познанию... Человек, словно некий смертный бог, рожден, по словам Аристотеля, для двух вещей, для познания и действия, как лошадь для бега, бык для пахоты, собака для выслеживания. <...>

Кн. IV....В нашей обычной и повседневной жизни мы владеем большими видами наслаждений, чем мучений. Ибо нет ни одного деяния человека, если тщательно и внимательно рассмотреть его природу – и это достойно удивления,– из которого человек не извлекал бы в высшей степени наслаждения; ведь от каждого из внешних чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – он получает всегда такие большие и сильные наслаждения, что, по-видимому, некоторые являются иногда излишними и ненужными...

(Практикум по истории Средних веков
для студентов-заочников исторических факультетов. С. 77 – 78.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: