Сверх-Я. Моральные запреты, нормы, внушенные с детства

Моральные запреты, нормы, внушенные с детства.

Моральная цензура.

Асоциально по своей природе.

Нарушение требований Сверх-Я вызывает чувство вины.

В этом неразрешимом конфликте – источник всех психологических проблем личности.

Я

Сознательное начало, действующее на основе принципа реальности.

Я – посредник между иррациональным Оно, физическим миром и требованиями общества.

Я – всадник, сдерживающий и направляющий лошадь – Оно.

Я – испытывает постоянное давление: во-первых, со стороны Оно, что порождает внутреннюю тревогу, беспокойство; во-вторых, со стороны Сверх-Я, что порождает стыд. Я - это сознательное начало личности. Я – это то, что я знаю о себе, каким я вижу себя и хочу показать другим.

Оно

Резервуар бессознательных импульсов.

Единственный источник всей психической энергии.

Руководствуется только принципом удовольствия.

Вместилище биологических по своей природе инстинктов, а именно: инстинкта жизни – Эроса, инстинкта смерти – Танатоса.

Для выяснения сущности личности по Фрейду необходимо овладеть понятием «сублимация». По мнению Фрейда,сублимация - это процесс превращения социально неприемлемого импульса в социально приемлемый. Это подавление Эроса по требованию Сверх-Я. Именно сублимация приводит к расцвету талантов, например, поэтического, музыкального, технического и всех других.

Я и самосознание

Уникальность и цельность личности, рассматриваемые с внутренней стороны, обозначаются понятием «Я». Я, во-первых, действует как активный субъект, деятель, то есть чувствует, переживает; во-вторых, Я осознает себя в качестве деятеля.

Таким образом, Я как бы разделяется надвое: Я (1) – субъект, деятель и Я (2) – объект самопознания.

Я (1) – это активное начало личности: сам испытываю эмоции - радуюсь, стыжусь.

Я (2) – это пассивное начало личности: сам себя созерцаю, оцениваю. Я (1) - динамическая целостность психических процессов, переживаемых субъектом, независимо от степени их осознанности.

Я (2) – индивид, каким он себя представляет, видит.

Непосредственные переживания всегда богаче их осознания и не могут совпадать с ними. Когда личность начинает наблюдать, оценивать свои переживания (горе, радость), они тем самым утрачивают свою непосредственность и силу.

Я (2), как объект самопознания, в какой-то мере перестает быть субъектом деятельности: человек, чрезмерно поглощенный своими внутренними переживаниями, для которого собственное Я становится единственным, главным объектом, оказывается практически недееспособным.

Структура самосознания.

Самосознание можно представить как взаимодействующее единство трех элементов:

1. Познавательного (я себя познаю, узнаю; этот процесс присущ не только юности, но длится всю жизнь).

2. Эмоционального (я испытываю к себе чувства, например, люблю, стыжусь себя).

3. Оценочно-волевого (я себя оцениваю в зависимости от сложившейся в ходе моей жизни иерархической шкалы ценностей). Так появляется самооценка, которая может быть адекватной, завышенной или заниженной.

Результат самооценки – с амоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как целого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: