Особенности формирования личности

Формирование личности в социальной философии принято называть термином «социализация». Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Результат социализации – сформированная личность.

Социализация обусловлена: 1) биологическими особенностями организма, генетической памятью; 2) своеобразием индивидуального жизненного опыта; 3) интернализацией (преломлением через свое индивидуальное понимание) жизненного опыта, социальных ролей.

Объективные факторы социализации: система материальных условий жизни; практическое участие в тех или иных видах деятельности.

Субъективные факторы социализации: воспитание; образование; самообразование.

Стадии развития и механизмы социализации.

Новорожденный – только потенция человеческой личности. Как же происходит усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры, какие стадии он проходит, какие социальные механизмы имеют решающее значение на каждой из этих стадий?

В обществе существуют различные возрастные группы, фиксируемые более или менее точно. Это младенчество, детство, отрочество, подростковый возраст, юность, зрелость, старость. Существуют процессы физического, психического и социального развития. Чаще всего они не совпадают друг с другом. Рассмотрим особенности некоторых возрастных групп.

Формирование Я у ребенка нельзя расценивать как пассивный результат воздействия извне. Человека нельзя вылепить как вещь, как продукт, но можно, обусловив включение ребенка в деятельность, вызвать его собственную активность. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, но, прежде всего, общий тонус семейной жизни. Огромное значение для формирования детского самосознания имеют также конкретные формы предметной деятельности, включающие общение ребенка с другими людьми.

По сравнению с ребенком, подросток гораздо больше ценит собственное Я. Выросший уровень сознания и самосознания позволяет подростку заметить некоторые противоречия действительности, которых не замечал ребенок. В своем самоутверждении подросток стремится к некоему образцу, идеалу, к максимальному проявлению себя и своих качеств. Этот максимализм - нормальное и плодотворное явление. Подросток легко идеализирует окружающих людей, а затем так же легко разочаровывается. Негативизм, дух противоречия – специфические формы самоутверждения подростка. Они проявляются во многих сферах жизни, в отношениях со старшими, особенно с родителями.

Юность определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека. В первобытных обществах, с их сравнительно простой социальной структурой, индивид довольно легко усваивает социальные роли взрослого человека: к 10-12 годам подросток обычно довольно хорошо знает всю технику обиходных работ, в значительной мере - всю сумму духовного знания - обычаи, легенды своего племени. Отсюда – его чувство собственного достоинства, солидность речи, умение держаться в обществе. Факт наступления половой зрелости в родоплеменном строе одновременно символизирует наступление социальной зрелости. Такое событие ознаменовывается обрядом инициации – торжественного посвящения подростка во взрослое состояние - и сопровождается различными ритуалами, часто включающими суровые испытания (например, вытерпеть без стона сложную татуировку, пройти трудные соревнования со взрослыми). Торжественная фиксация совершеннолетия сохраняется и в цивилизованных обществах.

В современном обществе происходит удлинение периода юности, во-первых, за счет более раннего полового созревания, во-вторых, – более позднего социального созревания. В целом, сегодня возрастные границы гораздо более размыты по сравнению с первобытным обществом.

Если говорить о классических классовых обществах, например, феодальном или индустриальном, то следует иметь в виду следующее: там нет молодежи как единой социальной группы. Сообщество парней «на углу улицы» отличается от «братства» студентов университета. В постиндустриальном обществе происходит постепенное «размывание» четких социальных границ и, прежде всего, среди молодежи.

Юноша во многих отношениях является взрослым. Расширяется круг и изменяется характер его деятельности, выполняемые им роли. Юноша обнаруживает гораздо большую зрелость и самостоятельность в своих оценках и самооценках, нежели подросток. Он жаждет «найти себя», «стать самим собой». Здесь речь идет о раскрытии своих реальных, но до сих пор не выявленных возможностях. Найти себя - значит найти свое место в жизни, выбрать из громадного множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально соответствовали бы собственной индивидуальности.

Современное общество весьма мобильно, возможности выбора огромны. Все это, несомненно, прогрессивно. Большая свобода выбора, меньшая социальная скованность (например, по сравнению с феодальным обществом) способствуют формированию более гибкого социального характера. Велик выбор социальных путей, но решать самому. И самое главное - только в ходе непосредственной деятельности выяснится, подходит ли она человеку. Даже многие талантливые люди не сразу находили себя. Юность – это период своего рода «ролевого моратория», когда человек может «примерять» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно.

Усиленный интерес к собственному Я у многих молодых людей вызывает чувство одиночества, непонятости. Но это, в большинстве случаев, не означает действительной самоизоляции. Наоборот, именно в юности роль коллектива сверстников бывает очень важна, именно здесь юноша чувствует себя наиболее свободно, только так он может вполне осознать собственную индивидуальность. Чрезвычайно возрастает значение и расширяются функции дружбы. Друг становится в буквальном смысле другим Я, а мнение друзей - более важным, чем мнение родителей или воспитателей.

Формирующаяся личность ищет опору не только в дружбе, но и в слиянии с более широким коллективом сверстников (например, фанаты какого-либо клуба). Коллективность часто может выступать как некая самоцель, а подчеркнутая независимость от старших сочетаться с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип: «Быть таким как все».

Социальная зрелость. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентиров, способна адекватно воспринимать мир. Зрелость ассоциируется с ясностью, спокойствием, определенностью. Юности же свойственны порыв, желание изменить мир. В результате этого образ взрослого человека часто ассоциируется с застойностью личности, для которой нет сомнений и есть ответы на все вопросы. Но насколько это правомерно? Конечно, есть немало людей, у которых юношеские порывы с возрастом увядают, «заплывают жирком». Но это далеко не всеобщее правило: один человек приспосабливается к действительности, а другой пытается ее видоизменить. Как сказал В.Э. Мейерхольд: «У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других – о мосте». Зрелость - это некая определенность только по отношению к неоформленности юношеского порыва. Взятая в другом ракурсе, она тоже динамический процесс, со своими трудностями и противоречиями. Личность, как и история, всегда остается незаконченной, незавершенной, она всегда есть проекция, творчество, поиск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: