Учебные мотивы.
Учебная деятельность школьника мотивирована. Исследования Л.И. Божович, А.К. Марковой и Д.Б. Эльконина выявили несколько групп мотивов учения.
· познавательные (определяющие отношение учащихся к содержанию учения, желание учиться и стать образованным);
· широкие познавательные мотивы (проявляющиеся как интерес к новым занимательным фактам и закономерностям);
· учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов добывания знаний);
· мотивы самообразования;
· социальные мотивы (стремление быть полезным обществу);
· позиционные мотивы (стремление занять достойное место в классе);
· мотивы социального сотрудничества (направленность на взаимодействие с партнером).
К этим мотивам В.Г. Казанская добавляет и другие.
Широкие учебные мотивы - стремление к познанию разнообразной информации, сообщаемой учителем и доступной для понимания.
Мотивы собственного роста, собственного совершенствования - постоянная потребность быть значимым, интересным для сверстников и взрослых, ценим ими.
|
|
Узкие учебные мотивы – стремление заниматься учебной деятельностью из-за плохой отметки и желание ее исправить в конце четверти.
Мотивы престижа побуждают учащихся учиться, чтобы быть лучшими среди сверстников. Школьники хотят, чтобы их ставили в пример другим.
Мотивы социального сотрудничества позволяют уточнить, как другой человек выполняет учебное задание. («Давайте вместе делать уроки, у тебя получается оригинально. Ты пользуешься справочниками или учебными пособиями?»)
Аффилиативные мотивы учебной деятельности раскрывают потребность учащихся в общении с другими. («В школу интересно ходить, там друзья, всегда придумаем что-нибудь интересное»).
Мотивы социального благополучия заключаются в желании как можно скорее и успешно завершить обучение в школе и поступить в институт.
Мотивы эмоционального благополучия влияют на самочувствие учащихся. (Когда я пропускаю уроки, у меня всегда портиться настроение, одолевает беспокойство).
Любовь к близким людям и хорошее отношение к ним мотивируют учение потому, что иногда школьники не хотят приносит неприятность родителям и расстраивать их своими неуспехами и плохим поведением.(«Жаль маму, она будет плакать…»).
На учебную деятельность одновременно могут влиять несколько мотивов. Их иерархия, соотношение зависят от возраста учащихся. Формируются учебные мотивы не спонтанно, а под влиянием содержания учебных предметов, учителя, родителей и авторитетных сверстников.
Учебная задача.
Учебная деятельность складывается из учебных заданий (задач), которые, в свою очередь, могут быть выполнены с помощью учебных действий, или способов учения. Задача (задание) имеет четкую структуру: известное, включенное в условия, неизвестное, учебные действия (материальные, материализованные т.е. тексты, схемы, формулы и умственные), операции и навыки.
|
|
Задача – это отраженное в сознании требование выполнить некое действие, чтобы привести в соответствие неизвестное и требуемое (В.Г.Казанская)
Это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общих способов действий с ними (Н.Ф.Талызина). По А.Н. Леонтьеву, - это цель, данная в определенных условиях. Общая задача решается с помощью целого ряда частных заданий. Она может оказаться проблемной, если для ее решения ученику надо найти нечто новое, не подсказанное его опытом, - таковыми являются знания, новый способ или принцип действия. Другие ситуации, связанные с решением задач, требуют от ученика уже известных способов. Учебная задача, по сути – главный компонент структуры учебной деятельности
Отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого ученика, а не предметов, с которыми он действует.