Структура учебной деятельности: учебные мотивы, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка

Учебные мотивы.

Учебная деятельность школьника мотивирована. Исследования Л.И. Божович, А.К. Марковой и Д.Б. Эльконина выявили несколько групп мотивов учения.

· познавательные (определяющие отношение учащихся к содержанию учения, желание учиться и стать образованным);

· широкие познавательные мотивы (проявляющиеся как интерес к новым занимательным фактам и закономерностям);

· учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов добывания знаний);

· мотивы самообразования;

· социальные мотивы (стремление быть полезным обществу);

· позиционные мотивы (стремление занять достойное место в классе);

· мотивы социального сотрудничества (направленность на взаимодействие с партнером).

К этим мотивам В.Г. Казанская добавляет и другие.

Широкие учебные мотивы - стремление к познанию разнообразной информации, сообщаемой учителем и доступной для понимания.

Мотивы собственного роста, собственного совершенствования - постоянная потребность быть значимым, интересным для сверстников и взрослых, ценим ими.

Узкие учебные мотивы – стремление заниматься учебной деятельностью из-за плохой отметки и желание ее исправить в конце четверти.

Мотивы престижа побуждают учащихся учиться, чтобы быть лучшими среди сверстников. Школьники хотят, чтобы их ставили в пример другим.

Мотивы социального сотрудничества позволяют уточнить, как другой человек выполняет учебное задание. («Давайте вместе делать уроки, у тебя получается оригинально. Ты пользуешься справочниками или учебными пособиями?»)

Аффилиативные мотивы учебной деятельности раскрывают потребность учащихся в общении с другими. («В школу интересно ходить, там друзья, всегда придумаем что-нибудь интересное»).

Мотивы социального благополучия заключаются в желании как можно скорее и успешно завершить обучение в школе и поступить в институт.

Мотивы эмоционального благополучия влияют на самочувствие учащихся. (Когда я пропускаю уроки, у меня всегда портиться настроение, одолевает беспокойство).

Любовь к близким людям и хорошее отношение к ним мотивируют учение потому, что иногда школьники не хотят приносит неприятность родителям и расстраивать их своими неуспехами и плохим поведением.(«Жаль маму, она будет плакать…»).

На учебную деятельность одновременно могут влиять несколько мотивов. Их иерархия, соотношение зависят от возраста учащихся. Формируются учебные мотивы не спонтанно, а под влиянием содержания учебных предметов, учителя, родителей и авторитетных сверстников.

Учебная задача.

Учебная деятельность складывается из учебных заданий (задач), которые, в свою очередь, могут быть выполнены с помощью учебных действий, или способов учения. Задача (задание) имеет четкую структуру: известное, включенное в условия, неизвестное, учебные действия (материальные, материализованные т.е. тексты, схемы, формулы и умственные), операции и навыки.

Задача – это отраженное в сознании требование выполнить некое действие, чтобы привести в соответствие неизвестное и требуемое (В.Г.Казанская)

Это система заданий, направленных на усвоение общих понятий и общих способов действий с ними (Н.Ф.Талызина). По А.Н. Леонтьеву, - это цель, данная в определенных условиях. Общая задача решается с помощью целого ряда частных заданий. Она может оказаться проблемной, если для ее решения ученику надо найти нечто новое, не подсказанное его опытом, - таковыми являются знания, новый способ или принцип действия. Другие ситуации, связанные с решением задач, требуют от ученика уже известных способов. Учебная задача, по сути – главный компонент структуры учебной деятельности

Отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого ученика, а не предметов, с которыми он действует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: