Учебная деятельность, как особая форма учения и ее структура

План

1. Определение учебной деятельности, ее основные характеристики

2. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося.

4. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения.

1. Определение учебной деятельности, ее основные характеристики.

Ряд ученых (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.И. Ильясов, А.К. Маркова и др.) дают такое определение: Учебная деятельность – особая форма социальной активности, один из видов деятельности, направленной на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области искусства, права, науки и др.

В некоторых других источниках учебная деятельность понимается как синоним научения, учения, обучения.

В широком смысле, учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность осуществляется под руководством учителя, который управляет ее развитием, создает ее направление. Учебная деятельность – специфический вид деятельности, существенно отличающийся от игровой и трудовой. Отличается учебная деятельность от игровой по нескольким параметрам:

· Учение осуществляется по программе, а игровая – может быть свободной, творческой;

· Учение – обязательная деятельность;

· Учение – ведущая деятельность человека от 7 до 11 лет, игровая – до 7 лет.

Если сравнить с трудовой деятельностью, то можно определить следующие отличия:

· Результат учения – знания, умения, навыки, т.е. психические новообразования, преобразования в самом человеке, а результаты труда – духовные или физические преобразования действительности.

· Учебная деятельность предполагает подготовку к будущему труду.

Содержанием учебной деятельности являются научные факты, законы, явления, опыт предшествующих поколений. Учение (учебная деятельность) имеет свои цели: ближайшие, промежуточные, перспективные. Ближайшие ставятся на каждом уроке и отражают конкретные результаты, достигаемые учащимися, - правописание непроизносимых согласных, безударных гласных и пр. Перспективные - развитие способностей в области литературы, лингвистики, математики и т.д. Промежуточной же оказывается усвоение учебного материала (раздела или темы).

Основные характеристики учебной деятельности: Направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; Общие способы действия предваряют решение задач (программа действия - выполнение действия); Учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке; Изменения психических свойств и поведения обучающегося происходят в зависимости от результатов своих собственных действий, активности, включенности в учебную деятельность; Учебная деятельность носит общественный характер, т.к. направлена на усвоение всех богатств культуры и науки,соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в общественных учреждениях, в специально созданных условиях,общественно оцениваемая,имеет определенную структуру и содержание.

2. Структура учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: