Контроль, оценка

Основная функция контроля – функция обратной связи, которая позволяет своевременно получать информацию о ходе процесса усвоения знаний у каждого учащегося. Контроль может быть внешним (материальным) и внутренним (перцептивным, умственным). Контроль предполагает 3 звена:

1) модель (образец) результата действия,

2) процесс сличения образца и реального действия,

3) принятие решения о продолжении и коррекции действия.

Переход контроля в самоконтроль – также является показателем обученности.

Формирование собственного внутреннего контроля (самоконтроля) происходит постепенно. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который будет основой самоконтроля. П.П. Блонским были рассмотрены 4 стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала:

· отсутствие всякого самоконтроля, когда ученик не усвоил учебный материал и не может соответственно ничего контролировать;

· вторая стадия - стадия «полного самоконтроля», на которой учащийся проверяет полноту репродукции (воспроизведения) усвоенного материала и правильность репродукции;

· стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам;

· отсутствие видимого самоконтроля, контроль осуществляется как бы на основе незначительных деталей, примет.

Н.Ф. Талызина считает, что в процессе усвоения знаний меняется место, форма контроля и его частота. Когда учащиеся не усвоили материал, контроль осуществляет учитель, причем систематически, при этом контролируется каждая операция, входящая в учебное действие.

Когда ученик учебный материал понял, осознал, свободно его применяет при выполнении заданий, контроль может быть по конечному результату (выполнил – не выполнил) и эпизодическим. Он вводится, когда учитель сомневается в ученике или сам ученик не уверен в правильности выполнения задания, и просит учителя, его проверить. Причем, может осуществляться контроль не только самим учителем, но и учениками (взаимо и самоконтроль). Своевременность контроля имеет огромное значение для успешности обучения и прочности усвоения знаний. Так, уже на 2 уроке дети с нетерпением ждут оценок, у них есть потребность проконтролировать себя. Пока эмоциональный накал не прошел, необходимо предоставить возможность поработать над ошибками, что способствует прочному усвоению знаний. В этом случае контроль влияет на мотивацию учения и, при правильной организации способствует повышению интереса к учению. Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия также постепенно переходит в самооценку обучающегося.

Итак, учебная деятельность – специфический вид деятельности, она направлена на самого обучающегося, его совершенствование, развитие, формирование как личности. Характеризуется спецификой содержания и имеет определенную структуру. Особое место в структуре учебной деятельности занимает учебная задача и учебные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: