Учебные действия – это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие ее операциональную часть.
Учебные действия бывают: практическими (физическими, материальными) или внешними; и умственными (идеальными), внутренними.
Практические действия переходят в идеальные, т.е. интериоризуются. Идеальные же проявляются вовне как знания, навыки, привычки - экстериоризуются.
По соотнесенности с этапами учебной деятельности, бывают действия: целеполагания, программирования, планирования, исполнительские, контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).
По соотнесенности со способам и учебной деятельности: репродуктивные (осуществляются по заданным параметрам, шаблонам), продуктивные (осуществляются новыми способами).
По тношению к предмету деятельности: основные, вспомогательные (подчеркивание); общие, специфические. Особое значение для овладения первоклассниками учебной деятельностью играют знаково-символические действия: подведение под понятие, кодирование, декодирование, моделирование, замещение.
Развитие элементов учебной деятельности служит показателем обученности школьника.