Конформизм (или обратная сторона потребности в принятии)

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

«Конформизм» означает «приспособленчество».

Первым исследовал Аш в 50-е годы. Эксперимент с полосками разной длины.

Все люди делятся на:

- конформистов;

- нонконформистов – противостояние группе, увы, их меньшинство.

Конформное поведение делится на:

- одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;

- уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;

- негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Милграм: " Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением".

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Петровский выделил 3 формы поведения:

Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).

Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.

От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

Публичность.

Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более склонный к конформизму, чем мужчины.

Практикум к поваренной книге: Десять методов влияния на человеческое поведение:

1. Необходимо с самого начала добиться тех или иных обещаний, устных или письменных. Позже это позволит управлять поведением человека, требуя выполнения обещаний. (В эксперименте Милгрэма это делалось с помощью официального соглашения, в котором оговаривались определенные задачи и следование процедурам)

2. Поручить человеку важную роль (≪преподавателя≫, ≪ученика≫), имеющую для него положительную ценность и автоматически активизирующую определенные сценарии поведения.

3. Изложить основные правила, которым нужно следовать и которые сначала кажутся довольно разумными, но затем могут использоваться произвольно и безлично, оправдывая бездумное подчинение. Кроме того, системы управляют людьми, создавая неопределенные правила и меняя их по своему желанию, но утверждая, что ≪правила есть правила ≫ и поэтому их нужно соблюдать (именно так поступал исследователь в лабораторном халате в эксперименте Милгрэма, а также охранники во время СТЭ).

4. По-другому назвать ≪пьесу≫, актера и действие (≪страдающая жертва≫ превращается в ≪помощника экспериментатора≫, и его наказывают ради высокой цели — научного открытия). Это помогает заменить неприятную реальность желательной риторикой, ≪золотит раму≫, чтобы замаскировать настоящую картину. (Мы наблюдаем

такие семантические превращения в рекламе — например, нам говорят, что противная на вкус жидкость для полоскания рта полезна, потому что убивает микробы, и ее вкус — это вкус медицины.)

5. Создать условия для возникновения коллективной ответственности или отказа от ответственности за жестокие вредные действия: отвечать будут другие, а сам человек будет освобожден от ответственности. (В эксперименте Милгрэма авторитетный экспериментатор прекращал протесты ≪преподавателя≫, уверяя его, что сам возьмет на себя ответственность за все, что происходит с ≪учеником≫.)

6. Путь к абсолютному злу начинается с незаметного, на первый взгляд безобидного первого шага. Постепенно под давлением власти эти шаги становятся все больше, и скоро человек уже оказывается на скользкой дорожке. (В исследовании подчинения напряжение тока составляло вначале всего 15 вольт и оно было опробовано на себе «помощниками» до начала эксперимента.) Именно так хорошие дети превращаются в наркоманов. Все начинается с первого укола или с первой затяжки.

7. Последовательные действия в заданном направлении, очень постепенные, которые едва заметно отличаются от предыдущего действия. ≪Чуть-чуть больше≫. (Каждый раз напряжение увеличивается всего на 15 вольт, и всего есть 30 выключателей. Кажется, что каждый новый уровень тока почти не отличается от предыдущего.)

8. Поведение авторитетной фигуры (в исследовании Милгрэма — экспериментатора) постепенно меняется. Сначала оно ≪разумно≫ и ≪объективно≫, но постепенно его требования становятся чрезмерными, несправедливыми и даже иррациональными. Такая тактика позволяет с самого начала добиться согласия, а потом сбивает с толку, ведь от авторитетных фигур и от друзей мы ожидаем последовательного и предсказуемого поведения. Если мы не замечаем таких постепенных перемен в поведении, то продолжаем бездумно подчиняться (на этом принципе часто строятся сценарии ≪изнасилования во время свидания≫, и из-за него женщины, которые подвергаются насилию со стороны партнера, не разводятся со своими жестокими супругами).

9. Высокая ≪цена выхода≫ и сложный процесс ухода, позволяя выражать свое несогласие словами (что помогает человеку сохранить самоуважение), на деле вынуждают

к послушанию.

10. Предложить идеологию или ≪большую ложь≫, оправдывающую любые средства достижения на первый взгляд привлекательной, важной цели. (В исследовании Милгрэма идеология принимала форму приемлемых оправданий или рациональных объяснений, позволяющих вовлечь участника в нежелательные действия — например, с помощью утверждения, что наука ищет способ помочь людям улучшить память, используя

награды и наказания.) В социально-психологических экспериментах эту тактику называют ≪легендой≫. Она служит прикрытием для процедур, которые можно было бы поставить под сомнение, потому что сами по себе они не имеют смысла. В реальном мире это называется ≪идеологией≫. Чтобы начать войну или подавить политическую оппозицию, государство создает идеологию — как правило, это ≪угроза национальной безопасности≫. Когда граждане страны боятся, что ее национальной безопасности что-то угрожает, они готовы отдать государству свои основные свободы, а оно взамен обещает им безопасность. Классический анализ Эриха Фромма в книге ≪Бегство от свободы≫ помог нам осознать этот ≪обмен≫, который издавна использовали диктаторы, в том числе и Гитлер, чтобы захватить и удержать власть: они заявляли, что смогут обеспечить безопасность страны, если граждане пожертвуют своими свободами — ведь это поможет диктатору управлять страной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: