Конформизм и преступность

Групповая психология как объективный фактор. Все, что окружает человека в обществе, состоит: а) из материальных вещей, которые служат человеку в ходе его социальных деятельности; б) из групп людей, во взаимодействии с которыми протекает деятельность человека; в) из духовных ценностей — идей, представлений, убеждений, взглядов, склонностей и иных элементов современной индивиду культуры, которые определяют содержание деятельности человека. Поскольку носителями духовных ценностей являются люди, постольку объединения или общности людей — важный непосредственный источник, определяющий поведение лица.
Это не случайно. Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми. В известном смысле можно сказать, что вся жизнь человека — это история его взаимоотношений с окружающими, беспрерывный процесс взаимовлияния всех на каждого и каждого на всех. Такое взаимовлияние приводит к объединению людей в социальные общности. В процессе социальной практики люди неизбежно объединяются между собой. Наличие интересов, общих для данной группы и им осознанных, является необходимой предпосылкой самого образования общественных организаций и объединений. Социальные же общности складываются стихийно, в ходе взаимодействия людей друг с другом. Социальная группа это сообщество людей, взаимодействующих друг с другом и воспринимающих самих себя как «мы», в отличие от «они».
Интересы, свойственные таким общностям, также возникают стихийно и существуют независимо от того, осознаны они или не осознаны. Отражение общественных интересов происходит как в форме стихийно возникающих влечений, чувств, волевых импульсов, отдельных идей (формирование общественной психологии), так и в форме осмысленных, систематизированных идей, взаимосвязанных друг с другом на основе определенных общих принципов (формирование идеологии).
Психология группы не есть лишь сумма ценностей, взглядов и убеждений, присущих каждому члену группы, здесь не действует принцип сложения. Групповую психологию характеризует, скорее, принцип умножения, возведения в степень индивидуальных психологических категорий, что, во-первых, придает групповой психологии интенсивность, повелительность, намного превосходящую влияние индивидуально-психологического воздействия, и, во-вторых, придает групповой психологии объективный, т.е. не зависящий от воли отдельных членов группы характер. Групповые нормы предстают перед индивидом как объективный фактор в виде заранее предустановленных критериев оценок, стереотипов, образцов поведения.
В реальной действительности:
1)существуют влечения, чувства, волевые импульсы, которые возникают стихийно;
2) определенного рода интересы также возникают стихийно и существуют объективно в реальной действительности как будучи осознанными, так и не осознанными людьми, которые разделяют эти интересы;
3) носителями этих социально-психологичесикх явлений являются социальные общности, а точнее люди, из которых складываются социальные общности или социальные группы.
Ясно серьезное значение для определения характера поведения человека того факта, что, по существу, вся его деятельность протекает в рамках тех или иных социальных групп. В ряде исследований отмечалось, что в качестве основной черты процесса социализации следует выделить образование общих норм для группы, от которой зависит отдельная личность и действие этих норм в качестве факторов саморегулирования группового поведения. Иначе говоря, психологическая зависимость отдельного лица от группы является мотивом для принятия им норм, общих для всей группы. Это ключевой момент процесса социализации, т.е. процесса усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, усвоение ценностей, убеждений, общественно значимых форм поведения.
Основные характеристики социальной среды (с точки зрения социальной психологии) воплощаются в людях. Социально-психологические структуры таких социальных групп, как семья, производственная группа, группы совместного проведения досуга, учебная группа, воинское подразделение, группы, связанные общностью совместного проживания, и другие формы непосредственного взаимодействия людей, в случае реального включения индивида в систему межличных отношений в таких этих группах обусловливают возникновение серьезного влияния на соответствующее лицо, влияния, направленного на обеспечение желаемого (с точки зрения данной социальной группы) поведения.
Подчинение групповому влиянию (конформизм). Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение отдельных лиц, является не случайным, малосущественным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на её члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы (шесть человек обоего пола) давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте. Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому (вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой).
Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы. Согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть автоматическое подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того соответствует ли это мнению самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции собственным ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.
Обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются давлению группы); в) конформизм — фундаментальное социально-психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; д) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; е) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15–16 лет постоянной (А. П. Сопиков).
Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.
Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. При внушении коллектива на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие, чем в случае, когда те же люди пытались бы повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.
Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы.
1) Нормативное влияние группы: подчинение её нормам, боязнь быть
отвергнутым группой, потерять её поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т.д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей.
2) Информационное влияние: стремление в условиях неочевидности,
неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.
Конформное и преступное поведение. С точки зрения социологии преступности важно установить, является ли неконформное (не подчиняющееся нормам группы) поведение синонимом противоправного (преступного) поведения и служит ли конформное поведение образцом социально желаемого поведения. Следует учесть, что подавляющее большинство исследований конформных реакций производилось в условиях конфликтной ситуации (конфликт налицо потому, что испытуемый — жертва эксперимента видит одно, но слышит от членов своей группы иное и предпочитает скорее «не верить глазам своим», чем противостоять мнению группы). В условиях реальности конформизм постоянно встречается в обыденной жизни, конформность здесь работает как постоянный социальный механизм, причем в обычной ситуации конформность, как правило, выше, чем в описанной конфликтной ситуации.
Чтобы установить соотношение понятий «конформность» и «соблюдение норм права», следует отдельно рассматривать фактическое поведение человека и отдельно — разделяемую им позицию по отношению к социальным (прежде всего правовым) нормам. Здесь возможны следующие ситуации:
1) одобрение правовых норм и подчинение им в силу согласия с их
содержанием;
2) неодобрение этих норм и потому неподчинение им.
Кроме того, возможна ситуация, когда:
3) лицо, не отвергая в принципе правильность тех или иных норм, нарушает
их; и, наконец, возможна ситуация, когда:
4) лицо не разделяет положений, содержащихся в правовой норме, но тем не
менее согласует с ними свое поведение.
Сразу же становится заметным сходство первого и четвертого из приведенных случаев. Оно заключается в том, что лицо подчиняется нормам права, но делает это:
а) либо в силу согласия с такими нормами, либо
б) под влиянием иных факторов внешнего порядка.
Отсюда можно заключить, что понятие правомерного поведения не однородно. Подчинение мнению большинства, требованию социальных и правовых норм может быть сознательным, а потому, если надо, критическим. Лицо, свободно подчиняющееся социальным (правовым) нормам, способно оценивать эти нормы, а потому и стремиться к их улучшению законным путем. Такой тип поведения уже не является конформным, Оно может быть обозначено в качестве подчинения по убеждению.
С другой стороны, возможно подчинение социальным и правовым нормам не в силу убеждения, а из желания избежать неблагоприятных последствий их нарушения, т.е. возможно подчинение по необходимости. Этот тип поведения характеризуется готовностью лица к использованию «благоприятных» ситуаций, «гибким» отношением к определенным принципам ради достижения ближайшей выгоды, что часто сопровождается неразборчивостью в применяемых средствах, а потому имеет тенденцию к сближению с поведением противоправного, преступного типа.
Техника нейтрализации. Не единым понятием является также и поведение, противоречащее социальным и правовым нормам (второй и третий из приведенных нами случаев). Логично было бы предположить, что совершают преступления те, кто не согласны с правовым запретом и потому нарушают его (второй вариант). В действительности же для большинства случаев преступного, противоправного поведения характерен именно третий вариант, т.е. нарушение правовых норм без отвержения их социального содержания, смысла по существу. Большинство правонарушителей не пытаются объявить само по себе нарушение правового запрета «правильным» и достойным делом. Для них более характерно подыскание именно для своего конкретного акта оправдывающих, смягчающих обстоятельств «сопутствующего» характера, применение определенных методов самооправдания.
1. Отрицание личной ответственности. Сутью этого приема является преувеличенный акцент на внешние обстоятельства, «вынудившие» к совершению преступления, попытка исключить личную ответственность, представить себя не в качестве самостоятельного агента, а в качестве объекта воздействия непреодолимых сил.
2. Отрицание вреда. В этом случае упрек в совершении кражи отводится указанием на богатство, которым якобы продолжает обладать жертва, причинение телесных повреждений — ссылкой на взаимную ссору или нанесенное оскорбление и т.д.
3. Отрицание наличия жертвы. В этом случае отрицается зло, причиненное вредом от преступления, вред представляется как справедливое возмездие. Посредством небольшой передержки преступник ставит себя в положение мстителя, а жертву превращает в злодея, заслужившего причиненный ему вред.
4. Осуждение осуждающих. В этом случае преступник перемещает упрек в свой адрес акцентом на такие качества окружающих, которые оправдывают совершение им преступления, утверждая, что работники правоохранительных органов — все взяточники, что честно денег никто не зарабатывает, блага достаются либо по знакомству или в силу привилегированного положения и т.д. Нападая на других преступник отводит от себя упрек в неправильности своего поведения.
5. Обращение к более важным обстоятельствам. В этом случае преступник ставит себя в положение человека, столкнувшегося с дилеммой: совершить преступление или нарушить более важные обстоятельства: долг дружбы, верность своей группе, долг перед семьей и т.д.
В случае усвоения лицом подобных психологических методов достигается важный результат: не отвергая всю нормативную систему в целом, такой человек психологически, тем не менее, открывает для себя путь к совершению преступления, нейтрализуя воздействие правовых запретов. Указанные приемы техники нейтрализации были сформулированы первоначально применительно к несовершеннолетним преступникам (Сайкс и Матза).
Однако применение приемов нейтрализации характерно и для преступности в целом. Так, например, акты терроризма, убийство мирных жителей, взятие заложников часто оправдываются борьбой за национальное освобождение, за изменение политического строя и т.д. Часто источником, вооружающим субъекта приемами нейтрализации, являются ближайшие к нему неформальные социальные группы. В этих условиях конформизм выступает как предпосылка преступного поведения.
Конформизм и уровень моральной зрелости. То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального поведения, находит свое подтверждение в социально-психологическом эксперименте Л. Колберга. Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости: 1-я ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий; 2-я ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей; 3-я ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с кем он связан этими отношениями (конформизм); 4-я ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила; 5-я ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности; 6-я — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.
Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем, при помощи специальной методики, были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы «подключенный» к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле, ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором.)
Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т.е. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Из сказанного следует, что конформность является неотделимым элементом социальных взаимодействий, их непременным условием. Сама жизнь складывается во многом их стандартных ситуаций и социальная стабильность во многом зависит от гладкого, во многом автоматического следования установленным стандартам. Однако, социальная динамика столь же необходима обществу как и его стабильность. Любое же развитие, привнесение элементов нового в социальный мир означает выход за пределы конформизма. Важна, конечно, содержательная, этическая, правовая характеристика подобного отклонения.
Принципиальное значение имеет, конечно, содержательная сторона социальных ценностей, в том числе воплощаемых в нормах морали. К их числу могут относиться ценности, разделяемые (в осознанном или неосознанном виде) членами конкретной социальной группы и совпадающие с нормами нравственности, с социальными ценностями общества в целом. Возможно также и существование норм противоположного свойства, серьезно отклоняющихся от разделяемых большинством членов общества социальных ценностей. Отдельный член каждой социальной группы обладает большей или меньшей степенью конформности и, следовательно, большей или меньшей способностью к избирательному поведению, большей или меньшей степенью осознанности в выборе своего поведения.
Противоправное поведение, которое представляло бы собой реализацию преступных норм какой-либо группы или общности, вытекало бы из содержания таких норм, — явление менее распространенное, связанное с возникновением норм преступной субкультуры (см. выше, гл. II). Гораздо более распространены случаи, когда на путь отклоняющегося от норм поведения встают члены социальных групп, чьи социальные ценности не носят явно антиобщественного характера, а являются недостаточно совершенными, неразвитыми, внутренне противоречивыми. Важно при этом, что по мере усвоения индивидом норм преступной субкультуры, по мере подчинения своего поведения этим нормам техника нейтрализации отходит на второй план и преступления все более и более предстают в виде реализации норм подобной субкультуры (рецидивисты, профессиональные преступники и др.).
Степень конформности. Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность — группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов:
1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу;
2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение её членов.
В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т.е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мере такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.
В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении её членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и внешних факторов. К числу таких факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых её членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление в направлении подчинения поведения её членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для защиты её коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаще вознаграждается конформное поведение.
Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Так называемые первичные группы (элементарные, начальные группы, из сочетания которых вырастают более сложные социальные образования) — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т.е. формальным соблюдением определенных норм поведения.
Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, ибо такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования таких групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т.е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.
Каждая социальная группа обладает определенной дозой терпимости в отношении поведения её членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную дозу отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникнуть именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.
Деиндивидуализация. Существенным результатом влияния, производимого группой на её члена, влияния, имеющего серьезное криминологическое значение, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания производен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).
Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно криминологическое значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать «вопреки всем».
Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для группового вандализма, насилия, воровства, грабежа, иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.
Конформное преступное поведение. Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом (С. Милграм). Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом, собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется также, как устраняются и такие сдерживающие мотивы как чувство жалости, требования морали и т.д.
В эксперименте Милграма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока.
Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Мильграма 63% испытуемых. При этом, сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину совершения по приказу преступления.
Также экспериментально были выявлены условия, вызывающие конформное поведение, которое, в подобной ситуации может выразиться в преступлении. В их числе следующие факторы, влияющие на конформное преступное поведение.
Отдаленность от жертвы. Чем более отдалена о причинителя жертва, тем
более интенсивно причинение насилия. С ростом эмоциональной близости уровень насилия подает. Наивысшим такой уровень является в ситуации, когда причинитель не видит и не слышит жертвы. Интенсивность причинения по приказу вреда личности наименьшая в ситуации встречи с жертвой лицом к лицу.
Близость и легитимность авторитета. Наличие, близость к причинителю отдающего приказ и представление причинителя о признанной власти приказывающего определяет интенсивность причиняемого насилия. Ясно, что такое представление может не отражать или не адекватно отражать такую характеристику отдающего приказ. Совершение преступлений против человечности, военных преступлений, насилия, совершаемого в ходе этнических чисток — лишь некоторые примеры конформного преступного поведения.
Обвинение жертвы. Экспериментально было показано, что вначале небольшое применение насилия немедленно открывает дорогу для занесения причинителем жертвы в число лиц неполноценных, заслуживающих насилия. Существенно при этом, что в подобной ситуации не сама по себе низкая оценка жертвы открывает дорогу для применения насилия, а именно первоначальный акт подобного характера меняет психологическую установку личности причинителя. В подобной ситуации не убеждения формируют поведение, но именно поведение трансформирует личность. Так, ругань, оскорбления и им подобные акты поведения, рождающие презрение, жестокость не получив преград перерастают в насилие, зверства, убийства. Формирование реальных (в том числе — преступных) действий осуществляется через соответствующую трансформацию, перестройку поведения лица.

Вопросы для повторения

  1. Что характеризует формальную и содержательную структуру социальных групп?
    2. В чем различие между первичными и вторичными социальными группами?
    3. Чем отличаются формальные социальные группы от неформальных групп?
    4. Какова роль референтной группы?
    5. В чем смысл разделения социальных групп на условные и реальные?
    6. Каковы признаки «антисоциальной» группы?
    7. Что характеризует психологическую структуру группы и её неформального лидера?
    8. В чем особенность семьи как социальной группы?
    9. В чем проявляется дезорганизация социальных групп?
    10. В чем проявляется объективный характер групповой психологии?
    11. Как возникает и от чего зависит конформное поведение?
    12. Как соотносятся конформное и преступное поведение?
    13. Чему служит техника нейтрализации и каковы её приемы?
    14. Как соотносятся между собой конформизм и уровень моральной зрелости?
    15. От чего зависит степень конформности?
    16. Каков механизм деиндивидуализации?
    17.Что способствует возникновению конформного преступного поведения?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: