Различные аспекты понимания правотворчества. Принципы правотворчества

Правотворчество – это вид организующей управленческой деятельности государства, разновидность государственного управления.

Два квалифицирующих признака:

1) правотворчество сопровождается принятием нормативного акта. Нормативность как результат правотворчества;

2)правотворчество осуществляется в особом процедурном порядке.

В советской науке считалось, что правотворчество народа невозможно, так как оно осуществляется через государство. Нормы права связаны с деятельностью государства.

Согласно объективистскому подходу, правотворчество – это объективный процесс. Законодатель не может менять естественную норму, следовательно он ищет нормы в общественном согласии, в общей разумности. Этой точки зрения придерживали Монтескье, Локк, Кант, Гегель, ранний Маркс, Луман.

Гегель. Маркс (ранний). Правотворчество и законодательная власть имеют целью организовать всеобщее. В правотворческом акте должен быть воплощен разум предмета. Правовой закон – это закон, объективный по своей природе. Законы, противоречащие здравому смыслу – террористические законы. Законодатель – естествоиспытатель: он не выдумывает законы, а формулирует их из тенденций социального развития. В этом объективистский смысл.

Объективное у Гегеля – это разумное. Законодатель должен исходить из идеи свободы как родового качества человека. «Свод законов есть Библия свободы народов».

В правотворчестве должны участвовать не «все как все», а «все как каждый»(Маркс). Воля каждого пресонифицируется.

По Гегелю правотворчество – это высшая ступень развития политической государственности. Через законодательство возникают основания преодоления (уничтожения) политической государственности.

Существуют содержательные и организационные принципы правотворчества.

Содержательные:

-принцип свободы участников законодательного процесса;

-принцип объективности (рациональности) правотворчества;

-принцип всеобщности.

Организационные:

-принцип профессионализма;

-принцип правового представительства.

Идея законодательного суда (законопроекты поступают в суд, который издает закон и несет за него ответственность). Народный представитель никого не представляет, поэтому у него нет никакой ответственности.

-принцип соблюдения законодательных процедур.

-принцип конституционного контроля (конституционного правосудия; «над законодателем должен быть судья»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: