Правотворчество – это вид организующей управленческой деятельности государства, разновидность государственного управления.
Два квалифицирующих признака:
1) правотворчество сопровождается принятием нормативного акта. Нормативность как результат правотворчества;
2)правотворчество осуществляется в особом процедурном порядке.
В советской науке считалось, что правотворчество народа невозможно, так как оно осуществляется через государство. Нормы права связаны с деятельностью государства.
Согласно объективистскому подходу, правотворчество – это объективный процесс. Законодатель не может менять естественную норму, следовательно он ищет нормы в общественном согласии, в общей разумности. Этой точки зрения придерживали Монтескье, Локк, Кант, Гегель, ранний Маркс, Луман.
Гегель. Маркс (ранний). Правотворчество и законодательная власть имеют целью организовать всеобщее. В правотворческом акте должен быть воплощен разум предмета. Правовой закон – это закон, объективный по своей природе. Законы, противоречащие здравому смыслу – террористические законы. Законодатель – естествоиспытатель: он не выдумывает законы, а формулирует их из тенденций социального развития. В этом объективистский смысл.
|
|
Объективное у Гегеля – это разумное. Законодатель должен исходить из идеи свободы как родового качества человека. «Свод законов есть Библия свободы народов».
В правотворчестве должны участвовать не «все как все», а «все как каждый»(Маркс). Воля каждого пресонифицируется.
По Гегелю правотворчество – это высшая ступень развития политической государственности. Через законодательство возникают основания преодоления (уничтожения) политической государственности.
Существуют содержательные и организационные принципы правотворчества.
Содержательные:
-принцип свободы участников законодательного процесса;
-принцип объективности (рациональности) правотворчества;
-принцип всеобщности.
Организационные:
-принцип профессионализма;
-принцип правового представительства.
Идея законодательного суда (законопроекты поступают в суд, который издает закон и несет за него ответственность). Народный представитель никого не представляет, поэтому у него нет никакой ответственности.
-принцип соблюдения законодательных процедур.
-принцип конституционного контроля (конституционного правосудия; «над законодателем должен быть судья»).