Общественная выгода

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишек) потребителей - разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара (ценой спроса), и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене на этот товар. Выигрыш (излишек) производителей - для каждой единицы товара представляет собой разность между рыночной ценой, получаемой производителями, и предельными издержками её выпуска [37].

Таким образом, поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, в общем виде величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь PmaxEPE (рис. 10).

Рис. 10. Выигрыш потребителя, издержки производства, выручка

и излишек производителя от установления равновесной цены

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е - точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ а объем проданного товара равен QE (рис. 10). Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = РЕ QE. Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0PminEQE. Разница между общей выручкой РЕQЕ (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin). Сумма излишков потребителей и производителей, изображенная на рис. 10, характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: