Слово "менеджмент" (management) американского происхождения и не переводится на другие языки дословно. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает такое толкование этого термина:
Менеджмент это: 1) способ, манера обращения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.
В "Словаре иностранных слов" менеджмент
переводится как совокупность принципов, мето
дов, средств и форм управления производством с
целью повышения его эффективности и прибыль
ности. В переводе с английского "менеджмент" оз
начает управление. В англоязычных странах дан
ный термин употребляется довольно свободно и в
различных значениях, но чаще всего примени
тельно к управлению социально-экономическими
процессами на уровне фирмы, действующей в ры
ночных условиях.
Понятие Сегодня понятие менеджмент имеет ряд зна-
менеджмент чений, характеризующих разные аспекты управ-
ленческой деятельности:
|
|
1. Это — хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в "автономном плавании", связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам.
t
2. Под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности (организация выступлений звезд эстрады, спортивных команд, спортсменов, проведение массовых мероприятий, кадровый менеджмент).
3. Понятием "менеджмент" в настоящее время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке соответствующий термин - "руководство".
4. Менеджмент - учебная дисциплина (преподается в США с 1881 года).
5. Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер.
6. Менеджмент можно определить как совокупность принципов, функций и методов управления, с помощью которых устанавливаются, выясняются и реализуются цели и задачи той или иной человеческой группы.
С точки же зрения специалистов между этими понятиями есть отличия и в трактовке и в применении этих понятий. Первое заключается в том, что, говоря о менеджменте, американцы подразумевают почти всегда фигуру менеджера — субъекта управления, действующего в организации. В более широком смысле они употребляют термин "администрирование", который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Второе отличие состоит в том, что, когда говорят "менеджер", имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он — представитель особой профессии, а не просто экономист, инженер или тренер, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший специальную подготовку.