Понятие и источники консульского права

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Исторически консульские дела развивались как дела, связанные до этого всего с интернациональной торговлей и торговым мореплаванием. Консулы длительное время рассматривались как. Выборные либо назначенные государством советники и ассистенты, призванные оказывать на местности иностранного страны помощь и содействие отечественным купцам и иным частным лицам и организациям. За ними фактически не признавалось какое-или качество консульства интересов собственного страны как такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских учреждений, неприклонно расширялся, функции их получали все более многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны содействовать развитию не лишь экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в неких вариантах и политических связей меж государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и различие от дипломатических.

Источниками консульского права являются интернациональный контракт и интернациональный обычай.

Хронологически в этом ряду первым стоит интернациональный обычай, поскольку в древние времена и в период средневековья консульские дела регулировались основным образом на базе обычая. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей меж государствами при отсутствии их договорно-правового дизайна.

Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней базе.

В современном консульском праве действуют три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 года и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал её 16 февраля 1989 г.

огромную роль в консульском праве играются двусторонние договоры и конвенции по консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает нескольких тыщ. К 1991 году СССР заключил с другими государствами около 70 таковых договоров. Россия в 1992—1993 годах заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.

К источникам консульского права относятся также положения неких интернациональных договоров, которые не посвящены только консульским вопросам. Это до этого всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 Которой предугадывает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд остальных.

очень принципиальное значение имеют положения государственного законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских учреждений.

83. Раскройте содержание понятия «народная дипломатия» и ее отличие от внешнего сношения государств

Понимание народами друг друга возможно при принятии и толерантном отношении к ценностям, на которых базируется их мировоззрение. Донесение этих ценностей до сознания людей других культур и цивилизаций в формах, посредством которых они могли бы быть лучшим образом поняты и приняты — суть и задача международного гуманитарного сотрудничества. Такое сотрудничество не может и не должно осуществляться только силами государственных органов. Важнейшая роль здесь принадлежит самому народу и наиболее активным его представителям. Соответствующая деятельность государственных и негосударственных организаций охватывается понятием народная или, как сейчас принято говорить, общественная дипломатия. Понятие народной дипломатии вмещает в себя международные связи и контакты посредством реализации культурных, научных, образовательных, программ (обмены делегациями, художественные выставки, музыкальные фестивали, праздники искусств и т.п.) – всю многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом и аудиториями зарубежных стран. Народная дипломатия имеет ряд преимуществ по сравнению с дипломатией государственной. Эти преимущества хорошо выразил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в России г-н Хуан Вальдес Фигероа, охарактеризовав народную дипломатию как такую форму общения, посредством которой народы проявляют свои чувства намного шире и глубже, чем позволяет регламентированный язык дипломатов, когда нельзя говорить больше, чем надо. Народная дипломатия говорит без всяких преград, искренне. А имен-

но искренность больше всего скрепляет народы.

Общественная дипломатия необходима для развития гражданского общества и является частью демократического механизма в стране. Уровень развития народной дипломатии, несомненно, является показателем демократизма политической системы общества в целом. Ее эффективное осуществление призвано гуманизировать международные отношения, быть инструментом «мягкой силы» государства и народа в продвижении интересов, укреплении своего образа и авторитета за рубежом. Сегодня очевиден круг задач, в решении которых важная роль отводится российской общественной дипломатии. В основном эти задачи касаются участия российских неправительственных организаций в деятельности ООН и других международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляются специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации ("народная дипломатия").

84. Перечислите основные источники права внешних сношений

Право внешних сношений – совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права, в связи с чем традиционно этот комплекс норм именовали дипломатическим и консульским правом.
Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Кроме того, есть основания для дополнения традиционными комплексными нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций, следовательно, право внешних сношений шире, нежели дипломатическое и консульское право.
Традиционными источниками права внешних сношений является договор и обычай. Причем длительное время доминировали обычные нормы. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815г. «О ранге дипломатических представителей», который дополнен Аахенским протоколом 1818г.
В современном праве основными источниками являются Венская конвенция о дипломатических сношениях, 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963г., Конвенция о специальных миссиях, 1969г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, 1975г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, 1946г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН, 1947г. и др.
Органы внешних сношений – органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.
Органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы, в свою очередь, являются либо органами общей компетенции, либо специализированными. Группу органов общей компетенции образуют глава государства, парламент и правительство.
К специализированным органам относятся: министерство иностранных дел, министерство внешнеэкономических связей, таможенные органы, пограничная служба.
Указом Президента России от 14.03.1995г. утверждено Положение о министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Основными задачами министерства иностранных дел являются:
реализация внешнеэкономического курса России;
координация международных связей субъектов РФ;
обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом;
обеспечение дипломатических и консульских сношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Зарубежные органы – расположены за пределами государства и выполняют функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.
Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).
Торговые представительства – зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне.
На торговые представительства распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Функции:
а) представляют интересы государств в области внешней торговли и содействуют развитию торговли;
б) производят различные операции по внешней торговле;
в) выдают разрешение на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле;
г) изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания.
По обязательствам торгпредства несет ответственность государство. В качестве ответчика торгпредство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенным торговым представительством и при том только в тех государствах, в которых правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по указанным вопросам (торговое представительство РФ на Тайване).
Специальные миссии.
Развитие взаимодействие государств обусловило распространение такой формы представительства как специальные миссии. Конвенция о специальных миссиях 1969г., определяет такого рода миссии, как временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое государство с согласия последнего для решения специальных вопросов или для выполнения специального задания (дипломатия ad hoc).
Особенно высоко значение миссий на высшем уровне с участием глав государств и правительств.
Специальные миссии могут направляться и приниматься без наличия дипломатических или консульских отношений между государствами, а разрыв этих отношений не прекращает деятельности специальных миссий.
Граждане принимающего государства не могут назначаться в состав специальной миссии иначе, как с согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано

85. Понятие государственных органов внешних сношений

По месту нахождения органы внешних сношений делятся на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений — это парламент, глава государства, правительство и глава правительства, ведомство иностранных дел. Эти органы внешних сношений осуществляют общее руководство внешней политикой. В отдельных странах есть органы внешних сношений, представляющие государство в какой-либо области его внешней деятельности. В России, например, это Министерство внешних экономических связей.

Полномочия внутригосударственных органов внешних сношений в области внешней политики определяются главным образом в Конституции страны. Так, согласно Конституции Российской Федерации Президент России обладает следующими полномочиями:

· представляет страну во внешних сношениях. Согласно международному праву он реализует полномочие в силу занимаемого им положения (ex officio) без необходимости представления каких-либо специальных полномочий. В Конституции РФ прямо говорится, что Президент “как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях” (ст.80, п.4);

· определяет основные направления внешней политики государства (ст.80, п.3);

· назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и в международных организациях после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ст.83, п.”м”);

· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики государства (ст.84, п.”е”) и осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации” (ст.86, п.”а”);

· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (ст.86, п.”б”); подписывает ратификационные грамоты (ст.86, п.”в”); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств (ст.86, п.”г”);

· решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (ст.89, п.”а”);

· как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет полномочия, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение вооруженных сил в порядке самообороны, объявления состояния войны, перемирия и т.д.

В Российской Федерации органом исполнительной власти, призванным реализовывать полномочия Президента по определению основных направлений внешней политики государства является Совет по внешней политике при Президенте РФ (Указ Президента РФ от 26 декабря 1995 г.). Совет — это координирующий орган; он предварительно рассматривает и прорабатывает вопросы внешней политики РФ и подготавливает соответствующие предложения для Президента.

Важное место среди внутригосударственных органов внешних сношений занимает парламент, роль которого в формировании и осуществлении внешней политики определяется его местом в системе органов государственной власти как высшего представительного органа. Хотя он и не заключает международные договоры от имени государства, а его заявления не имеют юридической силы, однако принимаемые им обращения, участие в работе Межпарламентского союза, обмен парламентскими делегациями свидетельствуют о большой его роли в области международных отношений. Так, Совет Федерации РФ решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России. Законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, войны и мира, статуса и защиты государственных границ РФ обязательно рассматриваются в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой (ст.106).

Полномочия Правительства Российской Федерации определены в самой общей форме. Являясь исполнительной властью, оно осуществляет меры по обеспечению “реализации внешней политики Российской Федерации” (ст.114, п.1 “д”). Иными словами, реализация внешнеполитического курса, определяемого Президентом.

Ведомство иностранных дел — это орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области международных отношений. Его основными задачами являются разработка общей стратегии внешней политики государства; реализация внешнеполитического курса страны; обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и других интересов государства на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц своей страны; обеспечение дипломатических и консульских отношений страны с иностранными государствами и международными организациями.

Зарубежные органы внешних сношений — это те органы, которые осуществляют свою деятельность за рубежом; их принято делить на постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства или миссии), консульские представительства, представительства при международных организациях; к временным — специальные миссии и делегации на международных конференциях.

Наиболее важным зарубежным органом внешних сношений является дипломатическое представительство государств (посольство), функции и деятельность которого регулируются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Основными функциями посольства являются: представительство своего государства; защита интересов своего государства и граждан; ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки и др. (ст.3, п.1).

Дипломатическое представительство может возглавлять Чрезвычайный и полномочный посол, Чрезвычайный и полномочный посланник, поверенный в делах. Глава дипломатического представительства назначается, как правило, главой государства. Его назначение обусловлено получением агремана от страны пребывания. Агреман — это согласие государства принять конкретное лицо другого государства в качестве главы дипломатического представительства. Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом (или нескольких) государстве, если нет возражений со стороны какого-либо принимающего государства (кумуляция, совмещение).

Глава дипломатического представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания. Он приступает к исполнению своих обязанностей, как правило, после вручения им верительной грамоты, т.е. документа, удостоверяющего его личность и статус; она подписывается главой государства и в ней содержится просьба к главе принимающего государства “верить” обладателю верительной грамоты как лицу, представляющему главу другого государства. Совокупность глав дипломатических представительств в одном государстве называют дипломатическим корпусом.

Дипломатическое представительство состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами дипломатического представительства могут быть только граждане своего государства. Граждане страны пребывания могут входить в состав обслуживающего персонала только с согласия их страны.

Представительства государств при международных организациях создаются, прежде всего, при Организации Объединенных Наций, при ее специализированных учреждениях, при региональных организациях и др. Функции таких представительств состоят в следующем: обеспечение представительства посылающего государства и охрана его интересов; поддержание связей с международной организацией; сообщение своему правительству информации о ее деятельности. Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН в основном сходны с дипломатическими с учетом специфики представительства. По Конвенции 1975 г., “О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера” правовой статус представительств и персонала аналогичен предусмотренному Венской конвенцией 1961 г. “О дипломатических сношениях”. В Конвенции 1975 г. определяется также правовой статус делегаций в органах международных организаций и на международных конференциях: неприкосновенность жилых помещений, членов делегации, свобода сношений со своим государством и др.

Специальные миссии, т.е. делегации государств, направляемые в другие государства для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи, Правовое положение таких миссий определяется Конвенцией о специальных миссиях 1969 г., которая исходит из того, что привилегии и иммунитеты членов специальной миссии аналогичны дипломатическим, закрепленным в Венской конвенции 1961 г.

Консульские представительства. Вопросы, связанные с функционированием консульских представительств, регулируются Венской конвенцией 1963 г, “О консульских сношениях”, а также консульскими конвенциями, заключаемыми между государствами, и консульскими уставами отдельных стран. Консульские представительства, как зарубежные органы внешних сношений, создаются по соглашению между заинтересованными государствами. Так, по соглашению между Российской Федерацией и Греческой Республикой были открыты Генеральное консульство России в г. Салоники и генеральные консульства Греции в Санкт-Петербурге и Новороссийске (см. Постановление Правительства РФ № 904 от 7 сентября 1995 г.). В соответствии со ст.9 Венской конвенции главами консульских представительств могут быть генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Современная практика государств знает как штатных (т.е. должностное лицо, являющееся гражданином своего государства), так и нештатных консулов (т.е. должностное лицо, назначаемое из граждан страны пребывания консульского учреждения).

Порядок назначения консула определяется национальным законодательством с учетом международных соглашений. Для назначения консула, как правило, требуется предварительное согласие (экзекватура) принимающего государства. При назначении на должность консул получает консульский патент, в котором указываются местопребывание консульского учреждения и границы консульского округа. Консул приступает к исполнению своих служебных обязанностей, как правило, после получения экзекватуры и прибытия в свой консульский округ.

Функции консула подробно сформулированы в Конвенции о консульских сношениях, консульских конвенциях и в консульских уставах отдельных государств и сводятся в основном к следующему:

· изучение и анализ всеми законными способами экономической, торговой, культурной и иной жизни консульского округа и сообщение этих сведений своему правительству;

· защита интересов своего государства и его граждан (физических и юридических лиц);

· содействие развитию экономических, культурных, научных, торговых и иных связей между двумя государствами;

· выполнение некоторых функций административного характера (исполнение обязанностей нотариуса, регистрация актов гражданского состояния и др.);

· выдача виз на въезд в представляемую консулом страну;

· оказание помощи судам и самолетам (в том числе и военным);

· расследование происшествий на торговых судах своего государства; разрешение споров между капитаном и членами экипажа, если это предусматривается национальным законодательством и др.

Консульский Устав СССР от 1 сентября 1976 г. определяет задачи и организацию консульских учреждений России за границей, функции консулов в отношении российских юридических лиц и граждан. Консульские учреждения РФ подчиняются МИД РФ, а консульские учреждения за рубежом действуют под общим политическим руководством Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в стране пребывания.

Основными функциями консульского представительства РФ являются охрана и защита экономических и правовых интересов РФ, а также защита прав граждан России, находящихся в стране пребывания консула. Выполняя эти функции, консул может без особой доверенности представлять граждан России в учреждениях государства пребывания. Консульские представительства могут выдавать паспорта, продлевать, погашать визы на въезд и выезд (из России). Консул следит за тем, чтобы уважались права торговых судов и самолетов; имеет право выяснять обстоятельства происшествий, имеющих место на судне или самолете, оказывает помощь экипажу.

Функции консула России в отношении российских военных кораблей и самолетов. В соответствии со ст.62 Консульского Устава СССР консул обязан всемерно содействовать военным кораблям России, находящимся в портах, территориальных и внутренних водах страны пребывания, в пределах его консульского округа, в вопросах связи с берегом, взаимоотношений с местными властями, материально-технического обеспечения. Если отсутствует военный атташе России, то консул принимает участие в решении всех вопросов, связанных с заходом военных кораблей. По прибытии военного корабля консул сообщает его командиру сведения, необходимые для сношения с местными властями (ст.64). Консул обязан лично посетить прибывший корабль или отряд кораблей. В случае оставления тяжелобольного члена экипажа корабля на излечение в стране пребывания консула, последний должен следить за ходом лечения и обеспечить его отправку на Родину после выздоровления.

Согласно ст.70 все эти положения Консульского Устава распространяются и на самолеты Военно-воздушных Сил России.

Для успешного выполнения своих функций консульства пользуются привилегиями и иммунитетами. Так же как и дипломатические привилегии и иммунитеты, они делятся на две группы: а) привилегии и иммунитеты консульских учреждений; б) личные привилегии и иммунитеты. Консульские помещения неприкосновенны (кроме случаев бедствия, например пожар); неприкосновенны архивы, служебная переписка, средства передвижения; консульства освобождаются от налогов и пошлин. Должностные лица консульских учреждений неприкосновенны, т.е. они не могут быть арестованы или заключены под стражу до вынесения судебного приговора. В отношении частных действий к консулам применима юрисдикция страны пребывания. Все сотрудники консульских учреждений могут вызываться в качестве свидетелей, но они не обязаны давать показания, связанные с их консульской деятельностью. На основе двусторонних соглашений привилегии и иммунитеты могут быть расширены.

Торговые представительства государств. Торгпредство — это зарубежный орган государства, осуществляющий права в области внешней торговли. Правовое положение торговых представительств России определяется Федеральным законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г., Положением о торговых представительствах СССР за границей 1989 г. и двусторонними соглашениями. Согласно Федеральному закону создание и функционирование торговых представительств России за рубежом, а также при международных экономических организациях находятся в ведении Российской Федерации (ст.6, п.1). Субъекты Российской Федерации могут содержать своих представителей при торгпредствах России за рубежом за счет средств своих бюджетов (ст.8, п.8). Торговые представительства РФ за рубежом действуют на основании международных договоров.

Функции торговых представительств:

· представительство государственных интересов РФ в стране пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;

· содействие развитию экономических связей между РФ и страной пребывания;

· осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов России, а также за исполнением договоров по вопросам внешнеэкономических связей.

Торгпредства могут совершать от своего имени и от имени Российской Федерации сделки, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. В качестве ответчика они могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок, совершенных торгпредствами в стране пребывания, и только в тех странах, в отношении которых Россия выразила согласие (в международном договоре или в одностороннем заявлении) на подчинение торгпредства суду страны пребывания по указанным спорам. По обязательствам торговых представительств России ответственность несет государство.

Торгпредства как зарубежные органы внешних сношений обладают определенными привилегиями и иммунитетами. Помещения торгпредств и их отделений, архивы и официальная корреспонденция неприкосновенны. Торгпредства пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Они не подлежат обложению налогами и сборами, могут пользоваться закодированными или шифрованными депешами.

В связи с сокращением межгосударственного торгового оборота и ростом частного — в Российской Федерации торгпредства как зарубежные органы внешних сношений претерпевают структурные изменения; они заменяются бюро торгового представительства (в составе 5—7 чел.), либо аппаратом торговых советников при посольстве (в составе 2—3 чел.). В обязанности торговых советников будет входить сбор экономической информации, изучение местных рынков, консультации частным предпринимателям, защита внешнеэкономических интересов России (см. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1996 г.). Торгпредства сохраняться лишь в тех странах, где будут большие объемы межгосударственной торговли.

86. Функции внутригосударственных (центральных) органов внешних сношений

Внутригосударственные органы внешних сношений — это парламент, глава государства, правительство и глава правительства, ведомство иностранных дел. Эти органы внешних сношений осуществляют общее руководство внешней политикой. В отдельных странах есть органы внешних сношений, представляющие государство в какой-либо области его внешней деятельности. В России, например, это Министерство внешних экономических связей.

Полномочия внутригосударственных органов внешних сношений в области внешней политики определяются главным образом в Конституции страны. Так, согласно Конституции Российской Федерации Президент России обладает следующими полномочиями:

· представляет страну во внешних сношениях. Согласно международному праву он реализует полномочие в силу занимаемого им положения (ex officio) без необходимости представления каких-либо специальных полномочий. В Конституции РФ прямо говорится, что Президент “как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях” (ст.80, п.4);

· определяет основные направления внешней политики государства (ст.80, п.3);

· назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и в международных организациях после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ст.83, п.”м”);

· обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики государства (ст.84, п.”е”) и осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации” (ст.86, п.”а”);

· ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (ст.86, п.”б”); подписывает ратификационные грамоты (ст.86, п.”в”); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств (ст.86, п.”г”);

· решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища (ст.89, п.”а”);

· как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет полномочия, предусмотренные международным правом на случай войны, включая применение вооруженных сил в порядке самообороны, объявления состояния войны, перемирия и т.д.

В Российской Федерации органом исполнительной власти, призванным реализовывать полномочия Президента по определению основных направлений внешней политики государства является Совет по внешней политике при Президенте РФ (Указ Президента РФ от 26 декабря 1995 г.). Совет — это координирующий орган; он предварительно рассматривает и прорабатывает вопросы внешней политики РФ и подготавливает соответствующие предложения для Президента.

Важное место среди внутригосударственных органов внешних сношений занимает парламент, роль которого в формировании и осуществлении внешней политики определяется его местом в системе органов государственной власти как высшего представительного органа. Хотя он и не заключает международные договоры от имени государства, а его заявления не имеют юридической силы, однако принимаемые им обращения, участие в работе Межпарламентского союза, обмен парламентскими делегациями свидетельствуют о большой его роли в области международных отношений. Так, Совет Федерации РФ решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России. Законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, войны и мира, статуса и защиты государственных границ РФ обязательно рассматриваются в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой (ст.106).

Полномочия Правительства Российской Федерации определены в самой общей форме. Являясь исполнительной властью, оно осуществляет меры по обеспечению “реализации внешней политики Российской Федерации” (ст.114, п.1 “д”). Иными словами, реализация внешнеполитического курса, определяемого Президентом.

Ведомство иностранных дел — это орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области международных отношений. Его основными задачами являются разработка общей стратегии внешней политики государства; реализация внешнеполитического курса страны; обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и других интересов государства на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц своей страны; обеспечение дипломатических и консульских отношений страны с иностранными государствами и международными организациями.

87. Функции дипломатических представительств

Функции дипломатического представительства состоят в следующем: а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в) ведение переговоров с правительством государства пребывания; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).
Конвенция презюмирует выполнение дипломатическим представительством консульских функций, что особо оговаривается в ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях; соответственно на этот вид деятельности дипломатического представительства распространяются положения названной Конвенции. Согласно Положению о Посольстве Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., к основным задачам и функциям Посольства, наряду с названными в Конвенции, отнесены: обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в государстве пребывания; осуществление контроля за выполнением договоров в части отношений РФ с государством пребывания; осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей.
Заключаемые государством договоры и национальное законодательство могут содержать нормы, относящиеся к функциям дипломатических представительств, а также консульских учреждений. Так, договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривают использование дипломатических представительств или консульских учреждений для выполнения по поручению компетентных органов аккредитующего государства такого процессуального действия, как допрос собственных граждан в государстве пребывания. Согласно Закону РФ "О гражданстве Российской федерации" дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Российской федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства, направляют такие ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
По постановлению Правительства РФ от 26 июня 1995 г. при посольствах РФ в государствах СНГ, в странах Балтии и в КНР учреждаются представительства Федеральной миграционной службы России.

88. Виды и структура дипломатических представительств

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений.
Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства — представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана —- нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;
2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками; 3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).
Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.
Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала. Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги. Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.
Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представительства; 3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.
Аккредитующее государство может назначить главу представительства в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств.
Члены дипломатического персонала назначаются аккредитующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военных атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена -военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее в Российской Федерации правило предусматривает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

89. Привилегии

Дипломатический иммунитет - особое право дипломатических агентов иностранных государств на освобождение от местной юрисдикции, неприменимость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов, обычаев и правил. Дип.привилегии - дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала. Если дип.иммунитеты представляют собой область правовых гарантий для деятельности дип.представительств и их персонала, то дип.привилегии связаны с вопросами поддержания аккредитующего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обязательных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежливости (international comity) или существующих на этот счет в международном общении обычных правил - обыкновений. Основные дип.иммунитеты и привилегии предоставляются соответствующим видам официальных представительств государств и их персоналу автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента прибытия самих дип.агентов, независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами. Все известные современному МП дип.иммунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты). В группу привилегий и иммунитетов дип.представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1. Неприкосновенность помещений диплом представительств в соответствии со ст.22 Венской конвенции 1961г.

2. Неприкосновенность архивов и документов представительства

3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества),

4. Таможенные привилегии.

5. Право представительства пользоваться флагом и эмблемой аккреди­тующего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения.

6. Почетные привилегии: право на приглашение дип.представителей на торжества, юбилеи, парады и другие офиц.церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дип.представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д. К привилегиям и иммунитетам диплом. персонала представительства относятся:

1. Личная неприкосновенность дип.агентов

2. Неприкосновенность частной резиденции дип.агента

3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции

4. Освобождение дип.агентов от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны и др. Члены семей дип.агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания.

90. Каков порядок вступления в должность главы дипломатической миссии

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после достижения договоренности между государствами об обмене дипломатическими представительствами в соответствии с установленным порядком. Обычно порядок вступления в должность главы дипломатического представительства происходи в несколько этапов: подбор кандидатуры посла; запрос агремана; издание акта внутреннего прав, оформляющего назначение; выдача верительных грамот; предварительная, по прибытии в страну пребывания, аудиенция у е министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя - его “личной миссии” на посту посла или посланника; официальное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот. Запрос агремана - запрос согласия государства предполагаемого пребывания на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоянного поверенного в делах. В п.1 ст.4 Венской конвенции 1961 г. говориться: “Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве”. И далее, в п.2 этой статьи указывается: “Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане”. После получения агремана посол или посланник, следующий к месту службы, получает подписанный главой его государства и скрепленный визой министра иностранных дел особый документ - верительные грамоты. Они имеют характер общих полномочий дипломатического представителя, действующих в течение всего периода его пребывания в должности и по всем вопросам, входящим в ведение представительства. Верительные грамоты - юридическая основа деятельности главы дипломатического представительства. С момента вручения верительных грамот, как правило, начинается дипломатическая миссия главы данного представительства, он считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей. Следует отметить иногда встречающуюся особенность дипломатического представительства. Это - институт кумулирования миссии. Под этим термином понимают прежде всего случаи, когда данное лицо представляет несколько стран - свою и некоторое другие страны в третьем государстве. Это международное представительство одного государства другим через свой аппарат.

91.Дипломатический протокол определяют как совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Сам по себе дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.

Признавая и соблюдая общепринятые нормы международной вежливости, российский дипломатический протокол не делает различий между представителями больших и малых государств, не допускает никакой дискриминации по национальному, религиозному и иному признаку.

Механизм международного экономического сотрудничества также во многом базируется на правилах и нормах дипломатического протокола, выработанных в ходе многовекового опыта межчеловеческого общения. Нормы протокола в деловых отношениях можно даже рассматривать как категорию экономическую.

Дипломатический протокол вобрал в себя не только от межгосударственного, но также межнационального и межэтнического общения. Поэтому одна из его слагаемых — учет национальных особенностей, традиций, обычаев и условностей. Один из основополагающих принципов дипломатического протокола — равное отношение и взаимное уважение своему партнеру и государству, которое тот представляет. Именно поэтому, нельзя недооценивать роль общепринятых правил и норм дипломатического протокола в сфере внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.

Детально регламентируется объем мероприятий, включаемых в программу визита и их церемониал. На основе принципа взаимности и исходя из сложившейся практики решаются вопросы обеспечения безопасности, размещения, питания, транспортного и других видов обслуживания в ходе проведения визитов.

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне отражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

Наряду с политической составляющей, визиты на высшем уровне являются важным инструментом международно-экономического сотрудничества. В ходе таких визитов решаются конкретные торгово-экономические и финансовые проблемы, заключаются крупномасштабные контракты, подписываются долгосрочные программы экономического сотрудничества.

Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранной делегации в соответствии требованиями протокола обычно является руководитель соответствующего уровня. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь форс-мажорными обстоятельствами. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены беседы один на один. Важное место занимает подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания документов. Для этих целей используются представительские кабинеты или специально подготовленные помещения.

Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также

Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемые в честь гостя принимающей стороной.

Протокольной практикой предусматривается вручение гостю памятных подарков. Практика международно-экономического сотрудничества также предусматривает обмен деловыми подарками. В своем большинстве протокольные и деловые подарки имеют по преимуществу сувенирный характер. При этом учитывается опыт протокольной практики большинства стран, где введены стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов является предметом предварительной договоренности сторон.

Протокол дипломатический — совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол по своему назначению является международной категорией. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Вместе с тем дипломатический протокол каждой страны имеет свои особенности. Государства вносят в него поправки, изменения и дополнения, исходя из социально-экономического строя, идеологии, национальных особенностей и исторических традиций.

В настоящее время обязательное четкое соблюдение норм дипломатического протокола необходимо, когда происходит признание новых государств, установление дипломатических отношений, когда назначаются главы дипломатических представительств, вручаются верительные грамоты, осуществляются дипломатические визиты, проводятся беседы, переговоры, подписываются договоры и соглашения, организуются встречи и проводы официальных делегаций, созываются международные совещания, конференции, осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события. Особо следует отметить соблюдение этикета государственного гимна и государственного флага.

Нормы дипломатического протокола в основном исходят из правил международной вежливости. Нет каких-либо единых писаных или устных норм международного права, которые обязывали бы государства оказывать строго определенные почести главе государства при его официальном визите в страну.

Протокол служит средством реализации и конкретизации основополагающих принципов международного права. В частности, суверенитет государства выражается в таких протокольных нормах, как оказание почестей государственному флагу, исполнение гимна и т.д. Принцип равноправия государств проявляется в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях и дипломатов на дипломатических приемах и т.д. Всякое отступление от соблюдения принятых норм рассматривается как нанесение ущерба достоинству и чести, государства. Даже невольная ошибка может быть расценена как умышленное оскорбление.

92. Международное право предусматривает следующие случаи прекращения деятельности дипломатических представительств в целом: а) когда дипломатические отношения между данными государствами разорваны или временно прерваны; б) когда между ними возникло состояние войны; в) когда в аккредитующем государстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждение готовности поддерживать дипломатические отношения с новой властью; г) когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права.

93. Ст. 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возможность отказа от

дипломатического иммунитета при соблюдении четырех основных требований:

- от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только

аккредитующие их государства;

- отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выраженным;

- в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующееся иммунитетом от

юрисдикции страны пребывания, но возбуждающее дело по собственной инициативе,

лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно

связанных с основным иском;

- отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или ад-

министративного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения

решения, поэтому здесь требуется особый отказ.

Все известные современному международному праву дипломатические им-

мунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа

государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии

иммунитеты).

94. В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства

входят следующие акты или воздержания от актов:

1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в

соответствии со с. 22 Венской конвенции 1961 г. предполагает с одной стороны

обязанность властей страны пребывания воздержаться от всех действий, могущих повлечь

за собой нарушение неприкосновенности помещений представительства; с другой

стороны - активную обязанность принимать любые диктуемые обстановкой меры по

предотвращению или ликвидации последствий самочинных действий частных лиц,

влекущих за собой противоправное нанесение ущерба иностранным дипломатическим

представительствам. Предусмотрена также неприкосновенность предметов обстановки

дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность

представительств носит абсолютный характер.

2. Неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет

абсолютный характер. "Архивы и документы представительства,- говориться в ст. 24

конвенции,- неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения".

Неприкосновенность распространяется и на дипломатическую почту. Это

распространяется и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений

и даже при вооруженном конфликте.

3. "Фискальный иммунитет" (налоговые льготы и преимущества, которые более

подходят под определение "привилегия"), не являясь безусловно необходимым, тем не

менее облегчает работу дипломатического представительства. Ст.23 конвенции допускает,

правда, исключение: освобождение от налогов не касается таких налогов, сборов и

пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Обычно

вопрос об этой привилегии решается на основе принципа взаимности.

4. Таможенные привилегии до вступления в силу конвенции являлись проявлением

международной вежливости. Сейчас п.1 ст 36 Конвенции предусматривает, что

государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает

ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин "предметы, предназначенные для

официального пользования представительства".

5. Право представительства пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего

государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения.

Порядок пользования этими символами государственного суверенитета каждое

государство определяет в своем законодательстве. (ст.20 Венской конвенции 1961 г.).

6. Почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности.

К ним относятся право на приглашение дипломатических представителей на торжества,

юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в

залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право

представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение

телеграфной и иной корреспонденции и т.д.

95. К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представитель-

ства относятся:

1. Фундаментальным принципом является личная неприкосновенность ди-

пломатических агентов в соответствии со ст. 29 Венской конвенции 1961 г. Он содержит

во-первых, обязанность воздержания частных лиц и органов государства от всякого рода

действий, могущих нанести ущерб личности, свободе или достоинству дипломатического

агента ("Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или

задержанию в какой бы то ни было форме"); во-вторых, - положение, в соответствии с

которым "Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и

принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его

личность, свободу или достоинство". Гарантии дипломатической неприкосновенности

усиливаются с возрастанием эффективности применения уголовных норм к преступникам,

совершившим преступление против личности дипломата, а в МП - с созданием новых

конвенций (например, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против

лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973

г. и Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

2. Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента (п.1 ст.30)

означает не только постоянное место проживания дипломата, но и временную

резиденцию (номер в гостинице). Понятие неприкосновенности частной резиденции

предполагает ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество,

документы дипломата и т.д. Неприкосновенность жилища не может гарантироваться, если

это связано с частнопредпринимательской или коммерческой деятельностью дипломата.

3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции (п.1 ст.31 конвенции)

безотносительно того, действовал ли дипломат при исполнении своих служебных

обязанностей или в качестве частного лица.

4. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не являются

абсолютными. Так, иммунитет не распространяется на случаи, когда к дипломатическим

агентам предъявляются иски: а) относящиеся к истребованию частного недвижимого

имущества, принадлежащего дипломату как частному лицу и находящегося на территории

государства пребывания; б) касающиеся наследования, когда дипломат выступает как

исполнитель завещания, хранитель или попечитель наследственного имущества,

наследник или отказополучатель (все это - как лицо частное, а не выступающее от имени

своего государства); в) относящиеся к профессиональной или коммерческой деятельности,

осуществляемой дипломатом вне своих официальных функций, поскольку эта

деятельность может быть допущена государством пребывания (ст.42 содержит

запрещение такой деятельности в целях личной выгоды),

5. Освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свидетельские

показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны (п.2 ст.31

конвенции 1961 г.).

6. Налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же

основаниях, что и самому представительству.

7. Таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты

таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования

дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также

освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра (п. 1

"b" и п.2 ст.36). Однако в крайнем случае при наличии серьезных оснований досмотр все

же может быть произведен.

8. Другие привилегии, осуществляемые на основе принципа взаимности (например,

организация жизни и быта дипломатического представителя на основе обычаев и правил

своей страны, право выписывать на свое имя все необходимые издания, включая

запрещенные к ввозу в страну пребывания, право иметь в представительстве часовню или

церковь своего культа и т.д.)

Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и им-

мунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать

совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства

пребывания.

96. Привилегии и иммунитеты, которыми пользуется постоянное представи-

тельство, в принципе аналогичны дипломатическим. Согласно ст.IV Конвенции о

привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов

в главных и вспомогательных органах ООН обладают практически всеми привилегиями,

иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические представители.

Закрепленный в ст.ст. 28 и 58 Венской конвенции 1975 г. принцип личной

неприкосновенности главы и членов дипломатического персонала постоянного

представительства и делегации в органе и на конференции почти текстуально

воспроизводит формулировки ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях

1961 г., но с важным дополнением: предусмотрена также обязанность принимающего

государства "преследовать в судебном порядке и наказывать лиц, совершивших такие

посягательства".

97.Объем привилегий и иммунитетов должностных лиц организаций

значительно уже в сравнении с дипломатическими. Только Генеральный секретарь

ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются

привилегиями и иммунитетами наравне с дипломатическими представителями. Круг лиц,

пользующихся ограниченными привилегиями и иммунитетами в ООН, определяется

Генеральным секретарем ООН, о чем затем сообщается правительствам стран-членов

ООН. Более широкие иммунитеты и привилегии по сравнению с должностными лицами в

штаб-квартире ООН предоставляются экспертам ООН, выезжающим в командировки:

иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;

всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или

написанного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех

бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию

посредством курьеров или вализ для сношений с ООН; те же льготы в отношении

ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических

представительств, находящимся во вре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: