Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [3].

Социальный интеллект - понятие [2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности (допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования[14].

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6 млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура - это[6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие “ информационная грамотность ” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: