Организация работы по управления силами ГСЧС

Управление при ликвидации ЧС заключается в руководстве силами ГСЧС при проведении АСДНР. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах ЧС должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения ЧС и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку обстановки; подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ; организацию взаимодействия; обеспечение действий сил и средств.

Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения АСДНР, но в случае резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой. Действия руководителей формирований ГСЧС и ГО при организации выполнения АСДНР приведены в прил.4.1.

Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенной время, как правило, в формализованном виде, а внесрочные – по мере необходимости в произвольном форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные подразделения (формирования) и органы управления ГСЧС и ГО, но значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации ЧС), его заместители (помощники), а также другие должностные лица в пределах своей компетенции и ответственности.

Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

- характер и масштаб развития ЧС, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;

- виды, объемы и условия неотложных работ;

- потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;

- количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для развертывания работ.

В процессе анализа данных обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший вариант (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации ЧС); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является основой управления, его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации ЧС).

Организационно-техническую основу управления ГСЧС составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Состав и структура системы управления определяются масштабом ЧС и решением органов управления ГСЧС, которые организуют ликвидацию ЧС.

Для управления ликвидацией ЧС создается система управления (см. рис.4.1. - рис. 4.3.).

Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют в случае возникновения:

- локальных ЧС, распространение которых ограничено территорией конкретного объекта, - КЧС организаций (объектов) и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссий по чрезвычайным ситуациям территориальных и отраслевых подсистем;

- местных ЧС, распространение которых ограничено территорией района (города), иного населенного пункта, - КЧС при местных исполнительных и распорядительных органах и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп КЧС территориальных и отраслевых подсистем;

- региональных ЧС, распространение которых ограничено территорией области (г.Минска), - территориальные КЧС и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп КЧС при Совете Министров Республики Беларусь, МЧС и КЧС отраслевых подсистем ГСЧС;

- республиканской (государственной) ЧС, распространение которой охватывает территорию двух и более областей, - МЧС, КЧС отраслевых подсистем с участием оперативной группы КЧС при Совете Министров Республики Беларусь;

- трансграничной ЧС, распространение которой охватывает территорию республики и сопредельных государств, - КЧС при Совете Министров Республики Беларусь, МЧС, КЧС территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС.

КЧС и органы повседневного управления по ЧС всех уровней организуют выполнение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в ходе ликвидации ЧС, а планово-восстановительные работы осуществляются силами местных исполнительных и распорядительных органов в установленном порядке.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. Вышестоящая КЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь.

В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Для выяснения складывающейся вследствие ЧС обстановки, решения неотложных задач могут формироваться соответствующие оперативные группы МЧС, КЧС всех уровней. Состав этих оперативных групп определяется в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС. Основными задачами оперативных групп в районе бедствий будут такие задачи, как:

- при функционировании в режиме повышенной готовности - выявление причин и оценка характера возможной ЧС; прогнозирование развития обстановки и подготовка предложений по предотвращению ЧС; координация действий или непосредственное руководство осуществлением мер по предотвращению ЧС.

- при функционировании в чрезвычайном режиме - оценка масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки; подготовка предложений по выбору плана действий из числа ранее разработанных типовых планов локализации и ликвидации ЧС, по его корректировке в соответствии со складывающейся обстановкой, по использованию сил и средств, финансовых, продовольственных, медицинских и других ресурсов из государственных резервов, по распределению материальных и финансовых средств, поступающих в виде помощи от организаций и граждан, в том числе иностранных; координация и контроль за деятельностью отраслевых и территориальных подсистем ГСЧС в районе ЧС по эвакуации населения, оказанию пострадавшим необходимой помощи и осуществлению других неотложных мер; непосредственное руководство, при необходимости, работами по ликвидации ЧС во взаимодействии с комиссиями и органами повседневного управления территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, республиканских органов государственного управления под руководством соответствующих КЧС.

Ликвидация локальных ЧС осуществляется силами и средствами организаций.

Ликвидация местных и региональных ЧС осуществляется силами и средствами местных исполнительных и распорядительных органов.

Ликвидация республиканских (государственных) ЧС осуществляется силами и средствами республиканских органов государственного управления.

К ликвидации ЧС могут привлекаться МО, МВД Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При необходимости Совет Министров Республики Беларусь обращается в установленном порядке с просьбой о применении сил и средств Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Непосредственное руководство аварийно-спасательными службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС, и обеспечение их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.

Старшее должностное лицо профессиональной аварийно-спасательной службы, прибывшее в зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняет их до прибытия старшего должностного лица или руководителя ликвидации ЧС, определенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо планом защиты населения и территорий от ЧС, либо планом ликвидации аварийной ситуации или назначенного министерством, другим республиканским органом государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органом, руководителем иной организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС.

Решения руководителя ликвидации ЧС, направленные на ее ликвидацию, являются обязательными для всех организаций и граждан, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС иначе, как отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и приняв руководство на себя или назначив вместо него другое должностное лицо.

Полномочия руководителя ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, МЧС Республики Беларусь, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также организациями, создавшими аварийно-спасательные службы.

Руководитель ликвидации ЧС имеет право на полную и достоверную информацию, необходимую для организации, проведения и обеспечения АСДНР.

В случае, когда ЧС не может быть ликвидирована имеющимися в наличии силами и средствами, руководитель ликвидации ЧС вправе принимать решения о (об): проведении эвакуационных мероприятий; приостановлении деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС; использовании необходимых материально-технических ресурсов из созданных для ликвидации ЧС резервов; привлечении нештатных и общественных аварийно-спасательных служб к проведению АСДНР; привлечении граждан (с их согласия) к проведению других неотложных работ; применении иных неотложных мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и (или) ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ при ее ликвидации (Закон Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»).

В последующем руководители ликвидации ЧС обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, местные исполнительные и распорядительные органы, руководство организаций о принятых ими решениях.

По мере прибытия в район ЧС силы и средств ГСЧС поступают в распоряжение руководителей соответствующих КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации ЧС), на который возложены задачи организации ликвидации ЧС.

В целях оперативного решения задач по ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение действий сил и средств ГСЧС участвующих в ликвидации ЧС. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и отраслевыми подсистемами ГСЧС. При необходимости используются резервы финансовых и материальных ресурсов. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации ЧС возлагается на соответствующих руководителей КЧС.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах ЧС условно подразделяются на 3 этапа:

- начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;

- I этап – проведение АСДНР группировками сил и средств;

- II этап – завершение АСДНР, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

На каждом этапе проведения АСДНР руководителем ОГ МЧС, соответствующей администрации (руководителем ликвидации ЧС) принимаются, в зависимости от складывающейся обстановки, решения (постановления) и отдаются распоряжения о проведении необходимых мероприятий.

На начальном этапе решаются следующие основные задачи:

1. Защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение об опасности; использование СИЗ, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики; эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения; розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи; соблюдение режимов поведения населения и спасателей.

2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов: локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений); приостановка или прекращение технологических процессов; тушение пожаров; санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

3. Подготовка к проведению работ группировками сил и средств: ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития; приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств; выдвижение сил и средств в зону ЧС; принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы, обеспечения безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь 24 июня 2002 г. № 117-З «О чрезвычайном положении»).

Силы и средства ликвидации ЧС при проведении работ используются, эшелонировано: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин. Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов. Основные задачи второго эшелона: проведение АСДНР, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Для завершения АСДНР может создаваться третий эшелон. В состав сил третьего эшелона включаются силы и средства ГСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно планам действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов.

В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач.

Для ликвидации ЧС по плану взаимодействия, в установленном порядке могут привлекаться специально подготовленные силы и средства МО Республики Беларусь, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Республики Беларусь, а также силы и средства органов внутренних дел Республики Беларусь (применяются в соответствии с задачами, возложенными на эти органы законодательством Республики Беларусь).

Органы управления и силы ГСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, функционируют в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Режимы их работы устанавливают соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.

Доставка сил, средств и специальных грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации ЧС в зону (район) ЧС и возвращение их в места постоянной дислокации осуществляется транспортными средствами Министерства транспорта и коммуникаций и Белорусской железной дорогой по заявкам МЧС за счет ассигнований, выделяемых на ликвидацию ЧС.

Наращивание группировки сил и средств ГСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того звена ГСЧС, той территориальной или отраслевой подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. При невозможности ликвидировать ЧС своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращаются за помощью к вышестоящим КЧС.

Взаимодействие при ликвидации ЧС организуется во всех органах управления ГСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой для его организации является решение на ликвидацию ЧС и указания по взаимодействию.

Взаимодействующие органы, решая совместные задачи, должны: контролировать обстановку в зоне ЧС и постоянно уточнять данные о ней; обеспечивать выполнение совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.


Приложение 4.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: