Структурные части магистерской диссертации

Структурные части магистерской диссертации следующие:

ü титульный лист;

ü содержание;

ü введение;

ü основная часть (изложение текстового материала в виде глав, параграфов и выводов по каждой главе);

ü заключение;

ü список литературы;

ü приложения.

2.2. Требования к содержанию магистерской диссертации.

Титульный лист магистерской диссертации должен содержать всю информацию о магистерской диссертации: о ее теме, авторе, месте написания, научном руководителе и пр. (Полные требования см. Приложение 1.)

Содержание - это план работы с соответствующими номерами страниц текста. Эта страница содержит: введение, наименование глав, параграфов, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения. (См. Приложение 2).

Названия заголовков разделов и параграфов дипломной работы должны быть:

ü сжатыми;

ü четкими;

ü сформулированы простыми предложениями;

ü последовательно и точно отражать содержание работы.

Во введении раскрываются исходные позиции исследования: краткий обзор состояния исследовательской проблемы; обосновывается выбор темы и актуальность исследования; формулируется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; формулируется теоретико-методологическая основа и методы исследования; экспериментальная база; организация исследования; научная новизна полученных результатов и практическое значение исследования; апробация результатов исследования; публикации; описывается структура магистерской работы. Ориентировочно объем введения 8-12 страниц.

Обоснование актуальности избранной темы связано с определением необходимости решения проблемы, раскрывающейся в магистерской работе именно на современном этапе педагогической науки и практики. Обоснование актуальности проблемы предвидит освещение таких аспектов исследуемой проблемы:

ü сущность содержания (отображение основных, наиболее острых противоречий между теоретическими разработками и педагогической практической деятельностью);

ü социальный запрос (продиктовано изменениями социальных условий);

ü запрос практики (ошибки и недостатки в работе, которые обусловлены отсутствием научных разработок и рекомендаций);

ü запрос науки (характеризуется необходимостью изучения для развития педагогики);

ü разработанность проблемы (показывает уровень разработанности проблемы в педагогике и методиках);

ü идея исследования (указывается направление исследования, концепцию);

ü стратегия исследования (указываются основные пути, принципы изменения существующих разработок);

ü тактика исследования (определяются главные известные науке теоретические и методические положения, используя которые будет вестись исследование).

Освещение актуальности исследования должно быть емким и кратким. Достаточно двух-трех страниц, чтобы показать суть исследуемой проблемы.

Объект исследования – это сфера поиска, часть объективной реальности, которая находится в поле изучения. Объектом исследования может быть:

ü процесс функционирования…;

ü процесс формирования…;

ü процесс развития…;

ü процесс общения…;

ü процесс (какого-либо направления) воспитания...;

ü процесс учебной деятельности…;

ü процесс профессионально-педагогической подготовки…;

ü процесс организации….

В объекте исследования выделяется та часть, которая служит предметом изучения.

Предметом исследования могут быть:

ü логика, принципы, методы, практические аспекты…;

ü оценивание и диагностика…;

ü содержание, формы, методы…;

ü педагогические условия…;

ü принципы, средства, приемы…;

ü пути усовершенствования…;

ü противоречия в учебно-воспитательном процессе …;

ü тенденции развития...;

ü особенности…

Цель исследования указывает на конечный результат проводимой работы. По формулировке цели должно быть ясно:

ü что исследуется (конкретно);

ü для чего исследуется;

ü каким образом достигается результат.

Целью работы может быть:

ü разработка педагогических или научно-методических (организационно-методических, социально-педагогических) основ формирования (воспитания, развития, функционирования, организации)…;

ü выявление, обоснование, экспериментальная проверка путей, педагогических условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития)…;

ü педагогическое обоснование содержания, форм, методов, средств…;

ü разработка методики (методической системы)…;

ü определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)…;

ü разработка требований, критериев, выявление характеристик, диагностирование педагогического процесса (явления)…;

ü выявление зависимости между факторами, раскрытие связи между педагогическими процессами и явлениями …;

ü изучение динамики развития.

Гипотеза – обоснованное предположение о возможном механизме, способе решения изучаемой проблемы.

Типы гипотез:1 тип - научно обоснованное предположение; 2 тип - система мер по реализации задач эксперимента; 3 тип - максимально подробно изложенная модель нововведения, за счет которой ожидается получить определенную эффективность учебно-воспитательного процесса.

Форма гипотезы 1 типа: «если…то». Такая форма гипотезы – линейная (одно предложение), простая (индуктивная или дедуктивная). Функциональное назначение – объяснение. Например: «Эффективность функциональной готовности дошкольников к обучению в школе зависит от включения в педагогический процесс системы игровых упражнений, направленных на развитие основных функций».

Форма гипотез 2 и 3 типа. Это гипотезы разветвленные, комплексные (индуктивно - дедуктивные). Функциональное назначение – предположение. Например, гипотеза 2 типа: «Реализация педагогических основ самостоятельной деятельности дошкольников, а именно: создание и обогащение предметно-развивающей среды; внедрение игровой формы деятельности; личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – приведут к утверждению дошкольника субъектом самостоятельной деятельности». Гипотеза 3 типа может формулироваться следующим образом: «Необходимыми педагогическими условиями формирования наглядно-образного мышления при переходе младших дошкольников от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре являются: а) проблемное, активизирующее игровое общение, в ходе которого взрослый приобщает ребенка к разным по степени обобщения способам решения игровых задач; б) организация предметно-игровой среды, побуждающей ребенка к использованию все более обобщенных способов и средств игрового замещения».

Задачи исследования – это программа исследовательских процессов-шагов, которые отображают логику научного поиска (достижения цели).

Правила формулирования задач:

ü начинать со слов: определить, проанализировать, осуществить, выявить, раскрыть, разработать, подобрать, подготовить, установить, обосновать, уточнить, проверить, оценить и пр.;

ü указать условия, при которых осуществляется поисковая работа;

ü определить критерии или стандарты, по которым будет оцениваться результат;

ü пользоваться однозначными терминами;

ü формулировать четко, не перегружая лишними словами;

ü каждая задача должна касаться лишь одного процесса исследования.

Методологическая и теоретическая основа исследования раскрываеткакой научный подход был избран магистрантом для определения объекта и предмета поиска. Рекомендуется при определении собственных методологических позиций исходить из конкретно научной, педагогической методологии, в роли которой выступают общепризнанные концепции ведущих ученых. Поиск методологических основ исследования осуществляется в таких направлениях:

ü изучение и анализ научных трудов известных ученых, которые одновременно с общими проблемами своей отрасли исследовали вопросы педагогической отрасли;

ü обобщение идей отечественных и зарубежных ученых, которые непосредственно изучали данную проблему;

ü изучение подходов для решения данной проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, но и реализовали на практике свои идеи.

Методы исследования Необходимо указать комплекс использованных методов (теоретические; эмпирические; математической статистики) для достижения поставленной в работе цели. Перечисляя методы, необходимо указать что именно исследовалось с помощью того или иного метода. Это даст возможность убедиться в логичности и целесообразности выбора тех или иных методов.

Экспериментальная база - указывается период проведения экспериментальной работы, перечисляются образовательные организации, в которых она проводилась и охват участников эксперимента (дети, педагоги, родители).

Организация исследования – кратко раскрываются этапы проведения исследования, их продолжительность и характеристика того, что было сделано на каждом этапе.

Научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов – подается краткая информация о научном и практическом использовании результатов исследования. В магистерской диссертации новизну могут иметь предложенные соискателем обоснованный понятийный аппарат, новая дидактическая или методическая система, правило, предложения, методические рекомендации, педагогические средства и др.

Апробация – указывается на каких конференциях, заседаниях студенческого научного общества докладывались результаты исследования, изложенного в диссертации.

Публикации – перечисляются статьи в журналах, сборниках конференций, где опубликованы результаты магистерской диссертации.

Структура и объем диссертации – перечисляются структурные части диссертации; указывается количество источников в списке использованной литературы и количество приложений; на скольких страницах изложен основной текст работы (в основной текст работы не входит список использованных источников и приложения); количество таблиц и рисунков; общий объем диссертации.

Основная часть магистерской диссертации.

Первая глава содержит базовые теоретические положения, основанные на анализе научной, методической, учебной литературы. Задача теоретической части - в развернутом виде представить состояние изучаемой проблемы к моменту проведения исследования. В теоретической части исследователь показывает собственную эрудицию, умение систематизировать и проводить аналитический обзор литературных источников, рассуждать, формулировать выводы. Чем больше количество источников информации будет проанализировано исследователем, тем лучше, так как глубина поиска определяется уровнем работы исследователя.

Теоретическая глава магистерской работы состоит из 2-4 параграфов. Их содержание носит аналитико-реферативный характер, раскрывающий объект и предмет исследования. Завершается первая глава выводами, которые станут основой для разработки опытно-экспериментальной части магистерской работы.

Вторая глава магистерской работы посвящена опытно-экспериментальной работе: диагностике изучаемого явления; формированию (коррекции, развитию, воспитанию...) процесса, описанию методики (путей, условий, алгоритма и пр.); контролю результативности проведенной на этапе формирования работы и сравнительному анализу данных, полученных на этапе констатации и контроля. Как правило, в первом параграфе экспериментальной главы обосновывается и описывается методика диагностики изучаемого явления, подаются результаты констатирующего этапа эксперимента. Во втором параграфе подается методика проведения формирующего этапа эксперимента. При описании педагогического эксперимента рекомендуется указывать: цель эксперимента, этапы работы, условия проведения, экспериментальные материалы для разных групп (дети, педагоги, родители) участников (в тексте можно ограничиться их характеристикой и отдельными примерами, остальной массив вынести в приложение) и др. В третьем параграфе описываются и интерпретируются результаты исследования, представленные в виде таблиц, графиков, гистограмм, словесных формулировок. Глава завершается выводами. Выводы выстраиваются в соответствии с поставленными задачами и раскрываются результаты проведенного изучения. Выводы формулируются развернуто, доказательно, что позволяет определить качество проведенной работы.

Заключение содержит важнейшие научные и практические результаты, полученные в ходе исследования, которые должны содержать формулирование решенной проблемы, заявленной в диссертации. Далее кратко излагаются методические рекомендации по практическому использованию полученных результатов.

Список литературы выполняется в алфавитном порядке и содержит:

ü законы и законодательные акты;

ü монографии, авторефераты диссертаций, статьи в научных сборниках;

ü методические рекомендации и статьи;

ü учебники, учебные пособия;

ü интернет источники.

В списке литературы должно содержаться около 80 источников.

Приложения материалы, иллюстрирующие и подтверждающие данные, положения дипломной работы. В приложение могут быть вынесены:

ü диагностические материалы;

ü протоколы бесед, наблюдений, интервью;

ü данные тестирования, анкетирования, контрольных замеров;

ü продукты детской деятельности (рисунки, контрольные работы, диктанты и пр.);

ü фотоматериалы, иллюстрирующие условия изучения, процессы детской и педагогической деятельности;

ü литературные тексты, запись музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства, используемые в работе;

ü видеоматериалы;

ü дидактические материалы: текстовые (конспекты, сценарии, беседы и пр.);

ü наглядные (таблицы, игры, учебные пособия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: