Историко-философские представления о бытии. Понятия Небытия и Ничто. Бытие как предельное основание человеческого существования в классической философии. «Онтологический нигилизм» Нового времени и «субъективность понимания бытия» в философии модернизма.
Историко-философские представления о материи. Материя и ее атрибуты: движение, пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Формы движения материи. Современная наука о формах движения материи.
Тема 3.2. Основные модели развития
Классическая (Ньютон и Гегель), неклассическая (Эйнштейн и Т.Шарден) и постнеклассическая (Хаккен и Пригожин) модели развития. Диалектика и метафизика. Детерминизм, соотношение случайности и закономерности. Основные законы диалектики. Система, ее структура и элементы. Диалектика как учение о развитии в классической модели. Открытые системы и закономерности их развития. Прогресс как проблема, «синусоидная» графика развития в неклассической модели. Системность и самоорганизация. Понятие энтропии, диссипативных структур и точек бифуркации. Синергетика как наука о саморазвитии открытых систем.
|
|
Раздел 4. Сознание и познание
Тема 4.1. Сознание как философская проблема
Историко-философское понимание сознания. Отражение и его формы. Специфика отражения в живой природе. Сознание как отражение. Отличие сознания от инстинктивной деятельности животных. Гипотезы возникновения сознания. Труд, речь, общение как факторы возникновения сознания. Трудовая гипотеза возникновения сознания. Т. де Шарден о предпосылках возникновения сознания. Психоаналитическая гипотеза о взаимосвязи тотемизма и экзогамии.
Структура сознания. Связь сознания с идеальным. Уровни сознания. Сознательное и бессознательное. Общественное сознание: его уровни и формы.
Тема 4.2. Познание: его уровни и формы
Историко-философские представления о познании. Гносеология как философское учение о познании. Познание как высшая форма отражения объективной действительности. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Формы познания на чувственном (ощущение, восприятие, представление) и рациональном (понятие, суждение, умозаключение) уровнях. Типы познания (обыденное, научное, художественное и т. п.). Истина и заблуждение. Концепции истины. Наука как социокультурный феномен. Научные картины мира. Типы рациональности.
Раздел 5. Человек, общество, культура