Тема № 3: «Восточная философская традиция»

В древневосточном обществе сила традиции была сильнее, чем в Европе, и здесь не было классических форм философии с гармонией мировоззренческого и рационально-системных аспектов философии. В Древнем Китае и в Древней Индии философия зарождается и существует в иных формах, чем в Древней Греции. Становление философских систем Древней Индии и Китая связано с особенностями традиционного общества, основанного на азиатском способе производства. Длительное господство азиатского способа производства закрепило связанные с бронзовым веком мировоззренческие формы. В силу этого философия на Востоке не существовала в форме рационально-системного философствования.

Древнекитайская философия V-VI вв. до н.э. существовала в виде конфуцианства, даосизма, чань-буддизма, легизма и др.

Основателем конфуцианства является Кун - Цзы – (Конфуций), странствующий мудрец, чьи беседы и высказывания записали его ученики. Конфуцианство ритуально, традиционно и направлено на создание идеального типа личности, способного управлять собой и другими. Такой идеальный тип личности - «благородный муж», думает о долге и других, критикует только самого себя, обладает человеколюбием, сыновьей почтительностью, уважением к старшим в отличие от «низкого мужа». Конфуцианство формирует в человеке социально одобряемые качества: искренность, преданность и следование долгу, так как исходит из идеи, что человек изначально добр и может окультуриваться благодаря знанию. Особое внимание в этой и других школах Китая было обращено не на проблему бытия, субстанцию вещей, а на ценностные отношения, нормативную иерархию. В них преобладала практическая мудрость: описание идеального типа личности, нормы нравственного и культурного поведения. Конфуцианство, политизируясь, становится господствующей идеологией.

Даосизм появляется в Китае в Vв. до н.э., его основателем является Лао - цзы. В этой философии появляется особый метафизический философский принцип Дао – бытие и небытие одновременно, сверхпредельная реальность. Дао порождает Ян (светлое, мужественное, небесное начало) и Инь (темное, женское, земное начало). Даосы считают, что мир следует познавать не логикой, а посредством символов, так как противоположности Ян и Инь не могут существовать друг без друга и нераздельно связаны. В даосизме оформляется особый культурный принцип «недеяния» как не нарушение гармонии мира и человека, не нанесение вреда природе и отказ от эгоистической привязанности к своему «Я».

Многообразие теоретико - познавательных концепций Древней Индии трудно поддается структурированию. Генезис философии ведизма происходит в середине 2 тысячелетия до н.э.; джайнизм и буддизм оформляются в оппозиции к брахманизму – своеобразному религиозно-мифологическому учению. В древнейшем тексте ведической литературы «Упанишады» (буквально - сидеть у ног) – VIII-II вв.до н.э., изложенном в виде притч, диалогов-бесед, сентенций -озарений появляются понятия Брахман – духовная субстанция мира, Атман – душа человека, соединяемых посредством праны - дыхания – космической энергии бытия человека. Видимый физический мир, в том числе и человек вышли из Брахмана-Атмана и бесконечно в него возвращаются. Этот вечный закон возвращения именуется понятием «сансара». Моральный закон долга дхарма – карма раскрывает характер перерождений. Ахимса означает требование не нанесения вреда всему живому, а мокша обозначает освобождение души от тела и возможность достижения нирваны – затухания страстей, остывания, соединение с Брахманом. Идеалом такой философии является отшельник-аскет, живущий подаянием и углубленный в себя.

В V в. до н.э. в Индии возникает буддизм (основатель - Сиддхартха Гаутама). В буддизме содержится проповедь «четырех благородных истин»:

- в мире существует страдание, жизнь есть страдание (тягота);

- страдание имеет причину;

- страдание может быть преодолено;

- средством преодоления страдания является «восьмеричный путь», т.е., правильное знание, решимость действовать, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное размышление, правильное сосредоточение.

В четырех благородных истинах буддизма изложена идея бесконечности совершенствования человека благодаря отключенности от мирских дел и сосредоточенности на созерцании.

Итак, специфика психологии восточных и западных этносов сказалась на различиях древневосточной и древнеантичной философии. Для древневосточной философии характерен большой крен в сторону иррационализма, нежели рационализма, что в большей степени характерно для негативной онтологии буддизма. Древневосточная философия не существовала в форме классических рационалистических философских систем Древней Греции, а сливалась в Древнем Китае с обыденным нравственным сознанием, а в Древней Индии - с религиозно- мифологическим мировоззрением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: