Тема № 2: «Предмет и функции философии»

С позиций сциентизма – направления, в котором наука рассматривается как единственная и необходимая форма отношения человека и общества к миру, философия может быть только наукой, т.е., теоретически сформулированным мировоззрением, системно-рациональным знанием.

Как любая наука, философия обладает следующими признаками: объективностью, рационалистичностью, системностью, проверяемостью и т. п. Философия как наука имеет:

- предмет исследования – «всеобщее: в системе мир-человек» или основные вопросы философии;

- понятия или категории (самые общие, абстрактные понятия), которые всегда парны и противоположны (форма-материя, прогресс-регресс и т.п.);

- законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновения противоположностей, отрицания отрицания);

- методы исследования (от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического, анализа и синтеза и т.п.;)

- системность, проверяемость на практике и т.д.

Предметом философии как науки являются основные вопросы философии, главным из которых является вопрос об отношении мышления к бытию. В этом вопросе выделяют две стороны: онтологическую: о признании первичности материи или духа и гносеологическую: о познаваемости мира. В выборе первичности материального или идеального оформляются две позиции: материализм или идеализм. В своем развитии материализм выступает в трех формах:

- стихийный, наивный материализм;

- метафизический, механический материализм XYII-XYIII вв. (метафизика –одностороннее представление о мире как неподвижном, непротиворечивом, неизменном);

- диалектический материализм (диалектика – наука о развитии, противоречии и взаимосвязи мира, появившаяся в IXX в. благодаря трем открытиям: учению о клетке, эволюционной теории Дарвина и закону сохранения и превращения энергии).

Историческими формами идеализма являются: объективный и субъективный идеализм. В объективном идеализме признается духовное первоначало вне и независимо от сознания (идеи у Платона, Абсолютная идея у Гегеля, Бог у средневековых схоластов). В субъективном идеализме не признается существования какой либо реальности вне и независимо от нашего сознания.

Вторая сторона основного вопроса философии связана с проблемой познаваемости мира. В решении проблемы познаваемости мира возможны позиции рационализма и эмпиризма, агностицизма, сенсуализма, иррационализма и др.

Материализм - это философское направление, в котором признается принципиальная познаваемость мира (Маркс, Фейербах).

Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что достоверное знание возникает благодаря опыту (Гоббс, Бэкон).

Сенсуализм – это философское направление, согласно которому ощущения и восприятие – это формы достоверного знания (Руссо, Дидро).

Рационализм – это философское направление, в котором утверждается, что достоверность знания возникает благодаря мышлению, а не чувствам (Лейбниц, Декарт).

Иррационализм – это философское направление, в котором разуму отказано в праве познать истину (Ницше, Шопенгауэр).

Агностицизм – это философское направление, в котором обосновывается невозможность познания сущности мира (Кант).

Скептицизм – это философское направление, в котором утверждается идея недостоверности познания (Пиррон), а в релятивизме – идея относительности познания (софисты).

В структуре философского знания можно выделить следующие разделы:

- онтология (онто-сущее, неизменное; логос – слово, учение) - учение о бытии как таковом; наука о сущем – фундаментальных принципах бытия. Онтология в этом значении совпадает с метафизикой Аристотеля как наукой о сверхчувственных принципах и началах бытия;

- гносеология – (гносис - знание) - учение о познании, его природе, условиях достоверности знания, методах познания;

- логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли (может быть формальной и диалектической);

- этика – наука о морали и эстетика - наука об эстетических формах отношения к действительности;

- аксиология – наука о смысле жизни, ценностях;

- история философии – хронологическое рассмотрение школ, течений, направлений в мировой философии;

- антропология – философское учение о человеке;

- методология – учение о методах познания;

- эпистемология – философия науки и т.д.

Различия в решении философских и мировоззренческих проблем определили многообразие философских течений, школ и направлений. Школы могут возникнуть вокруг основателя учения (пифагорейская школа) или по названию города (милетская школа). Философские течения – это множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития исходных принципов (экзистенциализм, фрейдизм). Философские направления формируются и развиваются под влиянием отдельного вида знания (материализм, идеализм).

Философия выполняет множество общественных функции, среди которых основными являются:

- мировоззренческие функции:

- гуманистическая (из-за особой значимости человека);

- социально – аксеологическая, т.е., конструктивно-ценностная,

интерпретаторская, критическая;

- культурно – воспитательная с ориентацией на гуманистические

идеалы, самокритичность, антидогматизм мышления;

- объяснительно – информационная;

- методологические функции:

- эвристическая;

- координирующая;

- интегрирующая

- логико – гносеологическая и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: