Тема №10: «Основные концепции бытия»

Бытие – это центральная категория онтологии. Это истинно сущее, неизменное, единое, реально существующее вне пределов человеческого опыта и независимо от человеческого сознания.

Термин бытие появляется в античной философии у Парминида в V в. до н.э., когда закладываются основы классической концепции бытия. Бытие истинное – это необходимость, Проведение, Судьба. Это то, что стоит за миром чувственных вещей. Истинное бытие постижимо мыслью, отсюда возникает последующий рационализм в постижении бытия. Бытие – это и абсолютная система ценностей, независящая от конкретного человека.

Противоположную концепцию бытия создаёт Гераклит, рассматривающий бытие как становление: истинное бытие изменчиво. Впоследствии эти идеи выражаются в неклассической философии Бергсона, Ницше.

У Аристотеля бытие понимается более расширенно, чем и Парминида и обозначает то, что есть, т.е., множество существующих вещей, и то, чему причастно всё существующее.

В античности возникает представление о небытии и ничто. У Демокрита атомы – это бытие, ничто – пустота. У Плотина бытие – возможность, ничто тождественно злу.

В средние века бытие понимается теоцентрически. Есть Сверхбытие – Бог как подлинное бытие и есть иерархия причастностей бытия Богу.

В новоевропейское время возникает «онтологический нигилизм» в анализе бытия, описываемый Хайдеггером в работе «Бытие и время»:

- на место бытия люди ставят своё право творить мир, т.е., утверждается антропоцентризм;

- исчезновение бытия приводит к отказу от существования реальности, которая полностью определяет человека;

- исчезает духовное, сверхъестественное бытие, то, что не может быть прочувствовано в опыте;

- бытие становится субъективным: весь мир определяется сознанием индивидуального субъекта;

- утверждается материализм: никто не думает о вечном, все думают о мгновениях настоящего;

- появляется цивилизация молодых с культом материальных потребностей, ориентацией на богатство, успех в жизни.

В Новое время место категории бытия занимает категория субстанции, материи. Бытие понимается как совокупность природных материальных процессов. Главной характеристикой бытия становится протяженность. Материя - это субстанция, т.е., причина самой себя, неизменно сущее, под которым понимается мир природных тел. Субстанция обладает некими свойствами - атрибутами. Помимо субстанции в характеристике бытия и материи используют понятие субстрата (то, из чего всё сделано). В Новое время утверждается вечность и несотворимость материи, понимаемой механистически, хотя сама категория материи имеет свою длительную историко-философскую трактовку. Окончательно категория бытия исчезает в философии марксизма и вместо учения о бытии начинает развиваться диалектико-материалистическое учение о материи. Уже Энгельс рассматривает материю как философскую абстракцию, которая обозначает многообразие природных процессов и явлений. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритизм» дает классическую, сенсуалистическую формулировку материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается, существуя независимо от них.

Движение, пространство и время рассматриваются как атрибуты материи. Пространство и время – это формы существования материи. Движение – это способ существования материи. Существуют два подхода к характеристике пространства и времени:

- субстанциальный: пространство и время – это самостоятельные сущности наряду с материей и существующие независимо от неё;

- реляционная: пространство и время не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействием объектов.

Пространство отражает порядок сосуществования тел и процессов и обладает некоторыми свойствами: протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью и т.п. Время отражает изменения, происходящие в телах и процессах и имеет следующие характеристики: необратимость, одномерность, однородность, длительность и т.п. Движение – это изменение вообще, развитие – качественное изменение от простого к сложному. Движение может выступать в следующих основных формах: механическое - движение тел, физическое как движение атомов, биологическое - движение белков, социальное - движение индивидов, социума.

В русской философии в анализе бытия присутствует онтологизм, т.к. русская философия никогда не отбрасывает трансцендентное, духовное бытие. И человек и его сознание укоренены в бытии, поэтому не существует отдельно объекта и субъекта познания и возможность рационального постижения бытия. В западно-европейской философии 20 в. до логического завершения доводится идея субъективности бытия в философии жизни и экзистенциализме. Утверждается гераклитовская концепция бытия как становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: