1. Положение софиста Протагора:» человек есть мера всех вещей» означает:
а) признание относительности всех истин;
б) субъективизм как признание человека единственным бытием;
в) индивидуализм;
г) рационализм;
д) реализм.
2. Высказывание Сократа «Познай самого себя!» предполагает равенство:
а) полезного и нравственного;
б) знания, добродетели, счастья;
в) удовольствия и счастья;
г) сакрального и профанного;
д) космоса и полиса.
3. Стоики считали, что счастье человека:
а) зависит от внешних обстоятельств;
б) находится внутри человека;
в) недостижимо;
г) связано с богатством;
д) неуловимо и быстротечно.
4. Эпикуреизм – это философия, считающая, что счастье человека – это:
а) воздержание от страстей;
б) чувство удовольствия;
в) достижение атараксии – невозмутимости и отрешенности;
г) гражданские добродетели.
д) аскетизм.
5. В философии буддизма человек рассматривается с позиции:
а) вечного переселения души в новое тело;
б) существования человека в настоящем;
в) будущего воскрешения человека;
|
|
г) существования многих тел;
д) прошлых воплощений.
6. Бытие человека является предметом философии:
а) фрейдизма;
б) экзистенциализма;
в) неотомизма;
г) персонализма;
д) структурализма.
8. ГЛОССАРИЙ:
Агностицизм – (от греч. – недоступный познанию), философское учение, считающее невозможным истинное познание действительности.
Антропология – учение о человеке.
Антроподицея – проблемы в богословии, связанные с оправданием бога как неответственного за существование зла в мире.
Аскетизм – эллинистическое учение об ограничении или подавлении чувственных желаний для обретения свободы духа. Характерен для религиозных течений.
Априори – (от лат. – из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Апории - трудноразрешимая проблема или парадоксальная задача, суждение.
Апостериори – (от лат. – из последующего), знание, получаемое из опыта.
Анимизм – (от латинского - душа) – представление об одухотворенности окружающего мира в архаическом сознании.
Антропосоциогенез – проблема происхождения человека и общества.
Антропоморфизм – представление о наличии у явлений окружающего мира свойств человека.
Антроцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Бессознательное – совокупность психологических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Волюнтаризм – (от лат. – воля), принцип, рассматривающий волю в качестве высшего основания бытия.
Гедонизм – (от греч. – наслаждение) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо человека. В Древней Греции – это школа эпикуреизма.
|
|
Гносеология – теория познания.
Диалектика – учение о развитии. Метод, учение о всеобщих закономерных взаимосвязях, развитии через противоречие.
«Досократики» - термин, обозначающий древнегреческие школы, существовавшие до Сократа и не затронутые влиянием сократической традиции.
Дуализм – (от лат. – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два противоположные начала – дух и материю и т.п.
Идеология – (от греч. – слово, учение) – система взглядов, идей об отношении людей к действительности и программе действий по закреплению или изменению общественных отношений. По Маннегейму, иллюзорная, ложная форма отражения действительности.
Иррационализм – (от лат. – неразумный), философское течение, отрицающее главенствующую роль разума в познании и утверждающее алогичный – неразумный характер бытия.
Идеализм – (от греч. – идея), философское учение, утверждающее первичность духовного, психического начала и вторичность материального.
Императив – (от лат. – повелительный), закон. У Канта – нравственное предписание. Категорический императив – безусловный принцип поведения.
Категории – (от греч. – высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие существенные связи действительности.
Киники – (от лат. – циники), сократическая школа, требующая жить по собственным законам, эпатировать общественное мнение и отрицать общественную мораль.
Материализм – (от лат. – вещественный) – философское учение, решающее
основной вопрос философии в пользу материального,
физического в противоположность идеальному.
Метафизика – (от греч. – после физики) – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречие, создающий одностороннюю, статическую картину мира.
Мифология – архаическое понимание действительности посредством образа,
существовавшее на ранних этапах развития общества.
Модернизм – (от новейший, современный) – направление в культуре конца XIX – начала XX в., утверждающее свободу мыслителя и символическое отражение действительности.
Монадология – учение Лейбница о монадах, - бестелесных, простых субстанциях.
Монизм – (от греч. – один), способ рассмотрения мира в свете одного начала. Противоположен дуализму, признающему два независимых начала и плюрализму – признающему множественность начал.
Неоплатонизм – поздний этап развития платонизма, согласно которому во главе бытия стоит единое, из которого следуют ум и душа.
Номинализм – (от лат. – имя) – философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий) и утверждающее, что действительно существуют лишь единичные вещи, а не понятия.
Ноосфера – (от греч. – разум) – сфера разума. По Вернадскому, ноосфера – новая стадия биосферы, которой управляет коллективный разум человека.
Онтология – (от греч. – сущее и учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
Основной вопрос философии – проблема соотношения бытия и мышления.
Пантеизм – (от греч. – всё и бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир.
Патристика – (от лат. – отец) – ранний этап развития средневековой философии (III – VII в.) – учения западных и восточных отцов церкви.
Персонализм – (от лат. – личность), направление в современной западной философии, признающее личность первичной духовной реальностью, а весь мир проявлением верховной личности – Бога.
Плюрализм – (от лат. – множественный), философская позиция, согласно которой существует множество независимых начал.
Постмодернизм – направление в культуре второй половины XX в., утверждающее субъективизм, плюрализм, идею бытия как становления.
|
|
Позитивизм – (от лат. – положительно) – философское направление, основанное на идее позитивного знания. С позиции позитивизма философия как самостоятельная наука не имеет права на существование.
Провиденциализм - (от лат. – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека.
Протестантизм – направление христианства, возникшее в эпоху Реформации в XVI в. и направленное на реформацию католицизма.
Рационализм – (от лат. – разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Реализм - (от лат. – вещественный), философское направление, считающее, что идеи существуют реально и независимо от сознания.
Сенсуализм – (от лат. – восприятие, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания.
Скептицизм – (от греч. – исследующий) древнегреческое направление IV в. до н.э., не допускающее возможности достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.
Стоицизм – древнегреческая школа III в. до н.э., считающая идеалом мудреца, достигшего добродетели и беспристрастие (апатии), не зависящего от внешних обществ.
Структурализм – философское направление XX в., выявляющее структуры как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.
Субстанция – (от лат – сущность), причина самой себя; реальность, рассматривающаяся со стороны ее внутреннего единства.
Схоластика – (от греч. – школьный), тип религиозной философии, рационально обосновывающий христианские догматы и пришедший на смену патристики в средневековой философии.
Сциентизм - (от лат. – знание, наука), мировоззренческая позиция, считающая научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.
Теоцентризм – религиозно-философский принцип, рассматривающий бога как центр мироздания.
Теодицея – (от греч. – бог и справедливость), религиозно-философская доктрина, оправдывающая Бога как неответственного за мировое зло.
|
|
Томизм – (от лат. – Фома), направление в схоластике и теологии католицизма, созданное Фомой Аквинским.
Тотемизм – религиозно – мифологическое воззрение о наличии общего предка (тотема) у человека и природы.
Трансцендентное – внешнее, выходящее за пределы эмпирического мира, противоположное имманентному – внутренне присущему.
Трансценденталии – (от лат. – выходящие за пределы) – понятия схоластики, обозначающие наиболее универсальные, высшие определения бытия.
Фетишизм – (от франц. – идол, талисман), религиозное поклонение предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Фрейдизм – общее обозначение школ, применяющих учение З. Фрейда об индивидуальном бессознательном для объяснения явлений культуры, творчества, общества в целом.
Эвдемонизм – (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
Экзистенциализм – (от позднелат. – существование) – философия существования, толкующая бытие, как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенцию.
Эллинизм – греко-римская философия с IV в. до н.э. по V в. н.э., эволюционирующая от философии индивидуализма к римскому универсализму.
Эмпиризм – (от греч. - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знание означает описание опыта и сведение к нему.
Эпистемология – (от греч. – знание и слово; учение) – термин, обозначающий теорию познания.
Эпикуреизм – направление в древнегреческой и древнеримской философии, названное по имени ее основателя – Эпикура, утверждающее, что счастье человека связано с наслаждением, понимаемым как отсутствие страдания.