Анализ производства и продаж продукции

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб=Vi / V0 * 100%

цепные – относительно предыдущего периода:

Тц= Vi / V1 * 100%

где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

- объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

,

,

Тпр = Тср – 100.

В таблице приведен пример анализа темпов роста производства и продаж условного предприятия.

Анализ темпов роста производства и продажи товаров

Годы Объем производства, тыс.руб. Темпы роста, % Объем продаж, тыс.руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
ххх1   100,00 100,00   100,00 100,00
ххх2   118,11 118,11   124,60 124,60
хххЗ   155,30 131,49   141,97 113,94

Из данных таблицы видно, что на основе базисных темпов роста за два года мы можем судить о том, что объем производства увеличился на 55,3%, а объем продаж на 41,97%. Цепные темпы роста показывают, что в ххх2 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 18,11%, а в хххЗ году на 31,49% относительно ХХХ2 года. Наглядно эти процессы представлены на рисунке.

Рис. Динамика производства и продажи товаров

Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,94% по годам соответственно.

В таблице приведены значения роста и прироста для данных предыдущей таблицы, где среднегодовой темп роста производства и продажи определяется по среднегеометрической величине.

Анализ роста и прироста производства и продаж товаров, %

Годы Цепные темпы роста объема производства Цепные темпы роста объема продаж
ххх1    
ххх2    
хххЗ    
Произведение    
Среднегеометрическое (Тср)    
Прирост (Тпр)    

Из данных таблицы следует, что среднегодовое значение цепных темпов роста продаж ниже на 3%, чем производства продукции. Кроме того, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам, так, темп роста производства товаров во ххх2 году составил 18%, а продаж – 25%, в то время как в ххх3 году - 31% и 14% соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: