Правило первое

Ты должен знать, что кафиры (неверующие), с которыми сражался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, признавали, что Всевышний Аллах является Творцом, Управляющим всем в мироздании, но это не ввело их в Ислам.

Доказательством этому являются слова Всевышнего:

«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»»

(«Юнус», 10:31)

Правило первое, Таухид в Господстве (Таухид ар-Рубубия – см. словарь) не вводит в Ислам. Потому что в этом вопросе не требуется Таухид в Господстве Аллаха, поскольку арабы знали, что именно Аллах, Велик Он и Возвышен, является единственным Творцом, именно Он наделяет уделом, именно Он оживляет и умерщвляет, Он защищает, а от Него нет защиты, именно к Нему возвращаются все дела, именно Он ниспосылает дождь и т.д. Они признавали, что это все создал и подчинил Аллах, но все это не принесло мушрикам пользы, и Аллах не сделал их из числа мусульман.

وَ مَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَ هُم مُّشْرِكُونَ

«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей»

(«Юсуф», 12:106)

«Большая часть их верует в Аллаха», то есть они веруют в Его Господство (что Он все сотворил, дает удел и т.д. – прим. перев.), но приобщают к Нему соучастников в поклонении.

Посмотрите же на состояние мушриков-арабов (во времена Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), признающих большую часть Господства Аллаха, как сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَ الأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ و الأَبْصَارَ وَ مَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَ يُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَ مَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ

«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»

(«Юнус», 10:31)

«Они скажут: «Аллах»», то есть все это делает лишь Аллах. «Неужели вы не устрашитесь?», то есть вы признаете Единственность Аллаха в Господстве, но не боитесь поклоняться кому-то другому?!

Это и есть путь Корана в установлении довода над мушриками. Ведь именно Тот, Кто делает все это, Тот, Кто является единственным Творцом, Дающим пропитание, именно Он и достоин поклонения, а не кто-то другой. Поэтому говорит Аллах, Свят Он, порицая мушриков:

أَ يُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَ هُمْ يُخْلَقُونَ

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят и которые сами были сотворены».

(«аль-А'раф», 7:191)

قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ سَلَامٌ عَلَى عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَى آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ

«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?!»

(«ан-Намль», 27:59)

А тех, кого мушрики взяли себе божествами, Аллах описал немощными, не имеющими никакого могущества, неспособными что-либо сотворить, не обладающими качествами, которые могли бы заставить поклоняться им:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَ لَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَ إِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَ الْمَطْلُوبُ

«О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!»

(«аль-Хаджж», 22:73)

Это пример тех, к кому мушрики обращались с поклонением.

Таким образом, признание мушриками времен Пророка, да благословит его Аллах и мир, Господства Аллаха не ввело их в Ислам (не сделало их мусульманами – прим. перев.).

Из этого мы делаем вывод, что признание Господства Аллаха теми, кто пришел после них, также не означает, что они верующие (с точки зрения шариата, а иначе каждый про себя может сказать, что он верующий – прим. перев.). И если придет какой-либо человек и скажет: «Я верую, что Аллах – Господь, Он тот, кто дает пропитание, Кто оживляет и умерщвляет», этот человек не считается верующим по шариату (потому, что у веры в ее шариатском понимании есть условия, которые должны состоятся у человека, чтобы он назывался верующим. Аллах по Своей мудрости не оставил такой важный момент без объяснения и не вверил его людям, чтобы они сами решали кто верующий, а кто – нет – прим. перев.), он не считается мусульманином, пока не станет исповедовать Таухид.

Поэтому ошиблись мутакаллимы (см. словарь – прим. перев.), когда дали определение слову «Илях» – «способный что-либо сотворить, создать что-либо новое» («Нет творца кроме Аллаха»). У них значение свидетельства «Ля илляха илля Ллах» возвращается к Таухиду Ар-Рубубия.

Это величайшая ошибка против Ислама, так как получается, что испытание в этой жизни именно в Таухиде ар-Рубубия и, если человек убежден, что творцом всего является Аллах, то он, с их точки зрения, верующий мусульманин. А это не то же самое, что и признание Аллаха единственным достойным поклонения. Смысл свидетельства «Ля иляха илля Ллах» – нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, таким образом, его смысл возвращается к поклонению.

Значит, целью этого бесспорного правила является утверждение того, что мушрики тоже признавали Таухид ар-Рубубия, но это не помогло им и не ввело их в Ислам потому, что они придавали Аллаху соучастников и поклонялись своим ложным божествам и сказали:

أَ جَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا

«Неужели он сделал все божества одним?»

(«Сад», 38:5)

Если мы посмотрим как на наших современников, так и тех, кто жил прежде, то мы увидим, что всегда были люди, убежденные в Господстве Аллаха, однако совершавшие многобожие (ширк) в поклонении. И признание Аллаха Творцом не принесло им пользы, как и прежним мушрикам, потому, что правило гласит, что мушрики арабы тоже признавали Господство Аллаха (его основные моменты – прим. перев.).

Сегодня есть те, в душе которых слабость, если они слышат, как кто-то говорит «ин шаа Аллах» или поминает Аллаха или говорит, что Аллах его Господь и т.п., считают его мусульманином, довольствуясь этим, а ведь испытание совсем не в этом. Необходимо, чтобы человек был единобожником (муваххидом), поклоняясь Аллаху, в соответствии с тем, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и отрекаться от ширка и мушриков.

القاعدة الثانية

أنهم يقولون ما دعوناهم و توجهنا إليهم إلا لطلب القربة و الشفاعة فدليل القربة قوله تعالى

(وَ الَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِيمَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ) (الزمر: ۳)

و دليل الشفاعة قوله تعالى

(وَ يَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَضُرُّهُمْ وَ لا يَنْفَعُهُمْ وَ يَقُولُونَ هَؤُلاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّه) (يونس:۱۸)

و الشفاعة شفاعتان: شفاعة منفية و شفاعة مثبتة فالشفاعة المنفية ما كانت تطلب من غير الله فيما لا يقدر عليه إلا الله و الدليل قوله تعالى

(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لا بَيْعٌ فِيهِ وَ لا خُلَّةٌ وَ لا شَفَاعَةٌ وَ الْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ) (البقرة:۲۵٤)

والشفاعة المثبتة هي التي تطلب من الله و الشافع مكرم بالشفاعة و المشفوع له من رضي الله قوله و عمله بعد الإذن كما قال تعالى

(مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ) (البقرة: ۲۵۵)

Правило второе:

Они (мушрики – прим. перев.) говорили: «Мы взываем и обращаемся к ним (божествам – прим. перев.) только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху и были нашими посредниками (в удовлетворении нужд) перед Ним».

Доводом на то, что они хотели приближения, являются слова Аллаха: «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху» («аз-Зумар», 39:3).

А доводом на то, что они хотели посредничества, являются слова Всевышнего: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни принести пользы, и говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» («Юнус», 10:18).

И шафа'а (посредничество, ходатайство, заступничество – прим. перев.) делится на два вида: отвергаемое и утвержденное.

Отвергаемое шафа'а – это то, которое просят не у Аллаха, в том, на что способен только Аллах. Доводом на это являеются слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются несправедливыми» («аль-Бакара», 2:254).

А утвержденное шафа'а – это то, которое просят у Аллаха, и заступнику (посреднику) оказан почет правом заступничества, а заступаются за того, чьими словами и деяниями доволен Аллах, после Его дозволения. Доводом на это являются слова Аллаха: «Кто же станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» («аль-Бакара», 2:255).

Второе правилоразъясняет состояние мушриков (времен Пророка, да благословит его Аллах и ему мир, – прим. перев.) в их поклонении. Они поклонялись различным божествам наряду с Аллахом и даже вместо Него. Что они хотели достичь этим поклонением? Говорили ли они, что это независимые божества или они же говорили, что это всего лишь посредники между ними и Аллахом?

Из этого правила следует, что они поклонялись чему-то помимо Аллаха лишь как посредникам, говоря, что ложные божества приближают их к Аллаху или возносят к Нему их просьбы или являются их заступниками.

«Доводом на то, что они хотели приближения, являются слова Аллаха: «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху» (сура «аз-Зумар», 39:3).

«А те, которые взяли себе покровителей помимо Него», то есть ложных божеств.

«Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху», то есть мы не поклоняемся им ни по какой другой причине, кроме как, посредством их, желая приблизиться к Аллаху. Значит, обращаясь к этим ложным божествам, многобожники хотели то, что у Аллаха.

«А доводом на то, что они хотели посредничества, являются слова Всевышнего: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни принести пользы, и говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10:18)».

Заступничество заключается в том, чтобы божества попросили у Аллаха для этих мушриков, так как шафа'а означает (в языковом значении – прим. перев.), что тот, у кого просится это шафа'а, присоединяется к просьбе того, кто просит и поднимает ее к тому, кому принадлежит решение в данном вопросе. Таким образом, смысл «говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10:18) – они просят для нас у Аллаха то, чего мы хотим, а Аллах не отвергает их просьбу, потому что они приближенные к Нему.

Ширк во всех общинах возвращается к одной из двух основ. Первая – ширк по причине веры в одушевленность звезд, каким был ширк народа Ибрахима, мир ему.

Пророк Ибрахим был послан к народу, поклонявшемуся идолам, согласно их убеждениям – одушевленным олицетворениям звезд. Они были убеждены, что некоторые звезды способны оказывать влияние на мироздание. Они поклонялись идолам потому, что в них обитали духи этих звезд (как они думали – прим. перев.), в то время как это были шайтаны, которые вселялись в идолов и разговаривали с мушриками и, может быть, они даже получали от этих идолов, в которых вселился шайтан то, что они хотели. Таким образом, они впали в ширк. Сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

وَ كَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضِ وَ لِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ

فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَبًا قَالَ هَذَا رَبِّي

«Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!».

(«аль-Ан'ам», 6:75-76).

Правильным пониманием смысла аята является то, что пророк Ибрахим, мир ему, произнес слова: «Вот мой Господь», желая опровергнуть верования своего народа (подобно тому, как человек в споре говорит: «Хорошо, допустим, что вы правы…», а затем

Вторая основа ширка – возвеличивание праведников. Это ширк народа Нуха, мир ему, ширк по причине верования в духи праведников (связывание сердца с духами праведников, вера в то, что они имеют какую-то власть – прим. перев.).

وَ قَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَ لَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَ لَا سُوَاعًا وَ لَا يَغُوثَ وَ يَعُوقَ وَ نَسْرًا

«И сказали (мушрики): «Не отрекайтесь от ваших божеств: Вадда, Сува'а, Ягуса, Я'ука и Насра».

(сура «Нух», 71: 23)

В «Сахихе» аль-Бухари от Ибн Аббаса упоминается, что это имена праведников из народа Нуха. Ширк посредством этих людей произошел, потому что они были праведниками. Арабы унаследовали ширк посредством праведников и стали поклонятся многочисленным идолам. Они поклонялись аль-Ляту – это было место, могила, в которой, как они думали, обитает дух праведника, и они установили ему идола. Так шайтан поиздевался над ними. Тоже самое произошло и с обожествлением аль-'Узза – дерева, у которого жил и поклонялся праведник, а после его смерти многобожники стали поклоняться этому дереву. Также с аль-Манат. Аль-Манат – это камень, рядом с которым жил праведник и занимался поклонением. Они сделали духов праведников, свою веру в них (поклонение им – прим. перев.), причиной того, чтобы те, как они полагали, возносили их нужды (просьбы) к Аллаху.

Если ты поразмыслишь над состоянием арабов (времен Пророка, да благословит его Аллах и мир ему,– прим. перев.), то поймешь, что их ширк произошел из-за стремления приблизиться к Аллаху и желания заступничества перед Ним, а не потому, что они считали эти божества независимыми или, полагая, что у этих божеств есть что-то из Господства. Однако, они поклонялись этим божествам как посредникам. Поэтому они и сказали:

أَ جَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا

«Неужели он обратил богов в одного бога?»

(«Сад», 38: 5)

Шафа'а (заступничество, просьба за кого-либо, ходатайство) в соответствии с Кораном и Сунной бывает утвержденное и отвергаемое.

Отвергаемое – это шафа'а (ходатайство, просьба) в том, на что не способен никто, кроме Аллаха, например, прощение грехов.

Смысл шафа'а – сделать ду'а Аллаху. Тот, у кого просится шафа'а бывает либо живым, либо мертвым (то есть шафа'а просят либо у живых, либо у мертвых – прим. перев.).

Что касается живого и присутствующего (то есть того, кто может слышать тебя – прим. перев.) в этой жизни, а также в Судный день (так как есть доказательства, указывающие на это, например хадис о заступничестве, когда люди будут подходить к пророкам и просить их, чтобы они обратились к Аллаху, чтобы начался расчет – прим. перев.), то пришли доказательства на разрешенность просить что-либо у живого (как, например, оказать помощь в том, что под силу людям). На это указали многочисленные тексты Корана и Сунны.

Что касается мертвого, то он не в состоянии (он не в этом мире- прим.перев), не в том положении, чтобы что-либо делать или просить за кого-либо.

Отвергаемое шафа'а – это то, которое Аллах отвергает в Коране:

مَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ حَمِيمٍ وَ لَا شَفِيعٍ يُطَاعُ

«Нет у беззаконников (многобожников) (ни близкого, ни заступника, которому повинуются), который заступился бы за них перед их Господом, и заступничество которого было бы принято)»

(«Гафир», 40:18)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَ لاَ خُلَّةٌ وَ لاَ شَفَاعَةٌ وَ الْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются несправедливыми»

(«аль-Бакара», 2:254).

لَيْسَ لَهُم مِّن دُونِهِ وَلِيٌّ وَ لاَ شَفِيعٌ

«… когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника»

(«аль-Ан’ам», 6:51)

И подобные этим аяты, в которых Аллах отрицает шафа'а.

Отвергаемое шафа'а – это то, на которое нет разрешения Аллаха и Его довольства, и которое просится у того, кому Аллах не дал такой возможности, как, например, мертвый, какой бы ни была его степень.

Поэтому просить нужно непосредственно у Аллаха. Это и есть разрешенное шафа'а. Подробно этот вопрос разбирается в книгах Ахлю Сунна, посвященных шафа'а.

Коротко говоря, дозволенным (утвержденным) шафа'а является то, в котором сошлись шариатские условия. И самые главные из этих условий – дозволение и довольство Аллаха. Дозволение заступнику, чтобы он заступался, довольство Аллаха заступником и тем, за кого заступаются.

Сказал Всевышний Аллах:

وَ كَم مِّن مَّلَكٍ فِي السَّمَاوَاتِ لَا تُغْنِي شَفَاعَتُهُمْ شَيْئًا إِلَّا مِن بَعْدِ أَن يَأْذَنَ اللَّهُ لِمَن يَشَاء وَ يَرْضَى

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»

(«ан-Наджм», 53:26)

И сказал Всевышний:

مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»

(«аль-Бакара», 2:255)

И сказал:

وَ لَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَى

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен»

(«аль-Анбия», 21:28)

И сказал Аллах:

إِلَّا مَن شَهِدَ بِالْحَقِّ وَ هُمْ يَعْلَمُونَ

«Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину»

(«аз-Зухруф», 43:86)

Таким образом, приносит пользу только утвержденное шафа'а, и только при наличии двух условий: дозволения и довольства, довольства заступником, чтобы он был из тех, кто «осознанно засвидетельствовал истину» и довольства тем, за кого заступаются, чтобы он был приверженцем Таухида.

Поэтому пришло в «Сахихе» имама Аль-Бухари:

Что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и мир ему: «Кто из людей будет осчастливлен твоим заступничеством в Судный день?». Пророк сказал: «Я так и знал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я знаю твое стремление к хадису. Осчастливлен моим заступничеством будет тот, кто искренне скажет «Ля Илляха Илля Ллах» (Произношение этих слов «искренне» требует, чтобы человек исполнял все, на что указывают эти слова, как например отстранение от ширка во всех его проявлениях и т. д. Простое произношение этих слов без понимания их смысла и исполнения того, что они требуют, не приносит никакой пользы по единогласному мнению ученых – прим. перев.).

Значит, заступничество будет только за людей Ихляса (см. словарь – прим. перев.), которые просят шафа'а от Аллаха и говорят, например: «О, Аллах сделай так, чтобы Твой посланник заступился за меня в Судный день. О, Аллах, сделай так, чтобы ангелы, ученые, праведники заступились за меня (дозволь, чтобы они заступились за меня). Сделай так, чтобы Твои рабы, которых Ты любишь и которые любят тебя, заступились за меня» и т.п.

Итак, шафа'а просится у Аллаха, а не у творений. Почему? Дело в том, что просьба о шафа'а – просьба сделать ду'а, когда человек говорит: «Прошу тебя, сделай за меня ду'а», или «Прошу тебя донести мою просьбу до Аллаха». А если так, значит, шафа'а является одной из разновидностей ду'а, а ду'а к кому-либо кроме Аллаха (в том, на что неспособен никто, кроме Аллаха – прим. перев.) – большой ширк.

Поэтому мы утверждаем, что просить о шафа'а у кого-либо кроме Аллаха (в том, на что способен только Аллах), как например, просьба у мертвых и подобное этому, является большим ширком, потому что это ду'а, а ду'а обязательно должно быть направлено только к Аллаху.

القاعدة الثالثة

أن النبي صلى الله عليه و سلم ظهر على أناس متفرقين في عبادتهم منهم من يعبد الملائكة و منهم من يعبد الأنبياء و الصالحين و منهم من يعبد الأشجار و الأحجار و منهم من يعبد الشمس و القمر و قاتلهم رسول الله صلى الله عليه و سلم و لم يفرق بينهم

و الدليل قوله تعالى

(وَ قَاتِلُوهُمْ حَتَّى لا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَ يَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ)

(لأنفال: ۳۹)

و دليل الشمس و القمر قوله تعالى

(وَ مِنْ آيَاتِهِ اللَّيْلُ وَ النَّهَارُ وَ الشَّمْسُ وَ الْقَمَرُ لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَ لا لِلْقَمَرِ وَ اسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِنْ كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ)

(۳۷ فصلت:)

و دليل الملائكة قوله تعالى

(وَ لا يَأْمُرَكُمْ أَنْ تَتَّخِذُوا الْمَلائِكَةَ وَ النَّبِيِّينَ أَرْبَاباً)

(۸۰ آل عمران:)

ودليل الأنبياء قوله تعالى

(وَ إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَ أَنْتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَ أُمِّيَ إِلَهَيْنِ مِنْ دُونِ اللَّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ إِنْ كُنْتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَ لا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ)

المائدة:۱۱۶))

و دليل الصالحين قوله تعالى

أُولَئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَى رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَ يَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَ يَخَافُونَ عَذَابَه))

(الاسراء: ۵۷)

و دليل الأشجار و الأحجار قوله تعالى

(أَفَرَأَيْتُمُاللَّاتَوَالْعُزَّى وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى)

(النجم:۲۰-۱۹)

و حديث أبي واقد الليثي رضي الله عنه قال " خرجنا مع النبي صلى الله عليه و سلم إلي حنين و نحن حدثاء عهد بكفر و للمشركين سدرة يعكفون عندها و ينوطون بها أسلحتهم يقال لها ذات أنواط فمررنا بسدرة فقلنا يا رسول الله اجعل لنا ذات أنواط كما لهم ذات أنواط" الحديث

Правило третье:

Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, появился среди людей, различных в своем поклонении. Среди них были те, кто поклонялся солнцу и луне, те, кто поклонялся ангелам, те, кто поклонялся пророкам и праведникам и те, кто поклонялся камням и деревьям. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сражался со всеми ними и не делал между ними различий. Указанием на это являются слова Всевышнего:

«И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута (многобожие и отвращение людей от пути Аллаха), и религия не будет посвящена лишь Аллаху целиком»

(«аль-Анфаль», 8:39)

Доводом на то, что из многобожников были те, кто поклонялся солнцу и луне, являются слова Всевышнего:

«Из его знамений – день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь!»

(«Фуссылят», 41:37)

Доводом на то, что из многобожников были те, кто поклонялся ангелам, являются Слова Всевышнего:

«И не прикажет он (Пророк) вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами (которым вы поклонялись бы)»

(«Али 'Имран», 3–80)

Доводом на то, что из многобожников были те, кто поклонялся пророкам, является высказывание Всевышнего:

«Вот скажет Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя божествами наряду с Аллахом?». Он скажет: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное».

(«аль-Маида», 5:116)

Доводом на то, что из многобожников были те, кто поклонялся праведникам, является высказывание Всевышнего:

«Те, к кому они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его милость и боятся Его наказания».

(«аль-Исра», 17:57)

Доводом на то, что из многобожников были те, кто поклонялся деревьям и камням является высказывание Всевышнего:

«Видели ли (знаете ли) вы (о, многобожники) аль-Лят и аль-‘Узза. И ещё третью – Манат?»

(«ан-Наджм», 53:19)

В хадисе, переданном Абу Вакидом ал-Лейси, да будет доволен им Аллах, говорится: «Мы вышли с Пророком, да благословит его Аллах и мир ему, на Хунейн, в то время мы были еще совсем недавно отказавшимися от неверия. У многобожников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, они подвешивали на нем свое оружие. Дерево называлось «Зат Анват» («обладательница подвесок»). И когда мы проезжали мимо дерева, то сказали: «О, посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Анват» — так же, как и у них»...

Это правило состоит из вступления и вывода.

Что касается вступления, то оно заключается в понимании состояния арабов (мушриков – прим. перев.), Аллах сообщил о них, об их поклонении, о том, что их ложные божества различались:

Из мушриков были те, кто поклонялся солнцу и луне. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха:

لا تَسْجُدُوا لِلشَّمْسِ وَ لا لِلْقَمَرِ وَ اسْجُدُوا لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَهُنَّ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

«Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь»

(«Фуссылят», 41:37)

Часть арабов, и неарабов, поклонялась солнцу и луне. И были те, кто поклонялся камням и деревьям. И те, кто поклонялся ангелам, как сказал Аллах:

وَ يَوْمَ يَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا ثُمَّ يَقُولُ لِلْمَلَائِكَةِ أَ هَؤُلَاء إِيَّاكُمْ كَانُوا يَعْبُدُونَ قَالُوا سُبْحَانَكَ أَنتَ وَلِيُّنَا مِن دُونِهِم

«В тот день, когда Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Это вам они поклонялись?». Они скажут: «Свят Ты! Ты – наш Покровитель, а не они».

(«Саба», 34:40–41)

Также из мушриков были те, кто делал ширк посредством поклонения пророкам, таким как Иса, мир ему:

وَ إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَ أَنْتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَ أُمِّيَ إِلَهَيْنِ مِنْ دُونِ اللَّهِ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ إِنْ كُنْتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَ لا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنْتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ

«Вот скажет Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя божествами наряду с Аллахом”?» Он скажет: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное»

(«аль-Маида», 5:116)

Также многобожники делали ширк, поклоняясь праведникам. Сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ الَّذِينَ سَبَقَتْ لَهُم مِّنَّا الْحُسْنَى أُوْلَئِكَ عَنْهَا مُبْعَدُونَ لَا يَسْمَعُونَ حَسِيسَهَا

«А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от нее (геенны – прим. перев.). Они не услышат даже малейшего ее звука»

(«аль-Анбия», 21:101–102)

Упоминается, что причиной ниспослания этого аята является то, что мушрики, когда снизошло слово Аллаха, Велик Он и Возвышен:

إِنَّكُمْ وَ مَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ

«Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете» («аль-Анбия», 21:98), обрадовались и сказали: «Значит, мы будем вместе с Исой, Узейром и т.д.». Затем было ниспослано:

«А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от нее. Они не услышат даже малейшего ее звука и вечно пребудут среди того, что возжелали их души» («аль-Анбия», 21:101-102).

Также мушрики поклонялись деревьям и камням:

أَفَرَأَيْتُمُاللَّاتَوَالْعُزَّى وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى

«Видели ли (знаете ли) вы (о, многобожники) аль-Лят и аль-‘Узза. И ещё третью – Манат?»

(«ан-Наджм», 53:19)

А также шайтанам и джиннам:

قَالُوا سُبْحَانَكَ أَنتَ وَلِيُّنَا مِن دُونِهِم بَلْ كَانُوا يَعْبُدُونَ الْجِنَّ أَكْثَرُهُم بِهِم مُّؤْمِنُونَ

«Они скажут: «Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них»

(«Саба», 34: 41)

وَ أَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ الْإِنسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ الْجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقًا

«Мужи из числа людей обращались за защитой к мужам из числа джиннов, но они лишь прибавляли им страха»

(«аль-Джинн», 72:6)

Это виды поклонения арабов, упомянутые в Коране, по ним мы можем видеть, в каком положении были мушрики в прошлом. (Это вступление третьего правила – прим. перев.).

Разделил ли Аллах, приказав Пророку сражаться с мушриками, эти группы между собой? Сказал ли Аллах, сражайтесь с теми, кто поклоняется солнцу и луне, деревьям и камням, идолам, и не сражайтесь с теми, кто взял себе праведников и пророков заступниками перед Аллахом?

Нет, Аллах не разделил между ними. Напротив, пришел общий приказ и решение, что все они кафиры и мушрики, и с ними необходимо сражаться (при наличии условий – прим. перев.) Аллах приказал сражаться со всеми этими группами, не делая различия между ними:

وَ قَاتِلُواْ الْمُشْرِكِينَ كَافَّةً كَمَا يُقَاتِلُونَكُمْ كَافَّةً

«Сражайтесь с многобожниками все вместе, подобно тому, как они сражаются с вами все вместе»

(«ат-Тауба», 9:36)

Смысл этого аята общий в отношении всех мушриков. Это и есть вывод третьего правила.

Значит, нет разницы, поклонялся ли человек камням, деревьям, джиннам, ангелам, положение у всех у них одно.

И если в наше время придет какой-либо человек и скажет: «Праведники – это только приближенные к Аллаху, у них положение перед Аллахом, пророки, у них тоже авторитет у Аллаха», мы скажем ему: «А какая разница между поклонением этим праведникам и обращением к ним и поклонением тех, кто поклоняется Исе, Узейру (иудеи поклонялись Узейру – прим. перев.)? Какая разница между ними? Нет сомнения, что решение для всех одно».

Это бесспорное правило указывает, что нет разницы между ними, так как осью, вокруг которой вращается этот вопрос, является поклонение сердца (связь сердца с объектом поклонения – прим. перев.).

И, если произошло в сердце приравнивание (приобщение) кого-либо к Аллаху, то все равно, будь это праведник или нечестивец, пророк или не-пророк, дерево или ангел, суть не меняется. Поскольку сердца должны быть направлены к одному Аллаху и поклонение (поступки) были только ради Аллаха:

أَ لَا لِلَّهِ الدِّينُ الْخَالِصُ

«Воистину, чистое поклонение – должно быть посвящено одному Аллаху»

(«аз-Зумар», 39:3)

قُلِ اللَّهَ أَعْبُدُ مُخْلِصًا لَّهُ دِينِي

«Скажи: «Лишь Аллаху я поклоняюсь, очищая перед Ним поклонение»

(«аз-Зумар», 39:14)

И если человек посвящает (направляет) свое поклонение одному лишь Аллаху, то он муваххид, а если к кому-либо другому, то мушрик.

И потому Аллах говорит в Коране:

وَ أَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلَا تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَدًا

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом»

(«аль-Джинн», 72:18)

وَ مَن يَدْعُ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ لَا بُرْهَانَ لَهُ بِهِ فَإِنَّمَا حِسَابُهُ عِندَ رَبِّهِ إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الْكَافِرُونَ

«А кто взывает (поклоняется) наряду с Аллахом к другому божеству, – нет у него доказательства на это, и расчёт его (за это) у его Господа! Поистине, кафиры (неверующие) не преуспеют!»

(«аль-Муминун», 23:117)

Если же мы обратимся к нашим современникам, которые поклоняются аулия, могилам, пророкам, мавзолеям (пирам и зияратам – прим. перев.) и направляют свое поклонение им, они возражают: «Это не тоже самое, что поклонение прежних мушриков». Почему? Они говорят: «Потому что это – праведники, а те поклонялись идолам и камням».

Но ведь Всевышний Аллах сказал, описывая тех, кому они поклоняются:

أَمْواتٌ غَيْرُ أَحْيَاء وَ مَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ

«Они мертвые, не живые, и не знают, когда они будут воскрешены»

(«ан-Нахль», 16:21)

Сказали некоторые из толкователей Корана, как Ибн Хайян в «Аль-Бахр аль-Мухит» и другие, что этот аят в относится к тем, которые будут воскрешены потому, что Аллах сказал: «мертвые, не живые».

А тот, кто назван мертвым, следовательно, прежде был живым, а идолы, камни, деревья и подобное этому не описываются таким образом, что они «мертвые, не живые». Так говорится только про того, кто был


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: