Обучение и профессиональное образование инвалидов

В настоящее время в Санкт-Петербурге о бразование детей-инвалидов осуществляется в общеобразовательных, специальных (коррекционных), дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в учреждениях начального профессионального образования, где реализуются программы коррекционно-развивающей направленности; действует система индивидуального сопровождения ребенка в психолого-педагогических, медико-социальных центрах, функционирующих во всех районах города. По сравнению с другими регионами в Санкт-Петербурге существуют широкие возможности для получения инвалидами квалифицированного профессионального образования. Однако, несмотря на предусмотренные законодательством равные возможности для инвалидов в сфере общего и профессионального образования, большинство государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования не оборудованы средствами доступа для инвалидов, эта проблема требует решения в ближайшие годы. Среди участников исследования на момент интервью обучались 37 человек (38,5%). Что касается специальности, по которой происходит обучение, то в настоящее время учреждения Санкт-Петербургское государственное учреждение «Профессионально-реабилитационный центр», предоставляет достаточно широкий спектр профессий. Респонденты с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучались по специальностям:- агент по продаже рекламы, оператор ЭВМ, обувщик, коммерция, издатель, бухгалтер, портной, техник – лаборант, психолог. Глухие и слабослышащие по специальностям: учитель физкультуры, сурдопедагог, соц. воспитатель, психолог,- и слабовидящий респондент обучался на компьютерных курсах (компьютер со звуковым сопровождением). В качестве причины выбора той или иной специальности большинство респондентов указали «личную заинтересованность», что является фактором повышающим мотивацию к получению профессионального образования. Несмотря на то, что вопросы образования не являлись центральными в рамках данного исследования, полученные данные (не только опроса инвалидов, но и данные экспертных интервью, наблюдений, участия в ярмарках вакансий для инвалидов), позволяют несколько проблем, решение которых представляются важным для улучшения качества жизни инвалидов.

Во-первых, сложившиеся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, в силу чего, получение профессионального образования во многих случаях не повышает конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями на рынке труда. Во-вторых, необходимо развивать и расширять систему непрерывного профессионально образования лиц с ограниченными возможностями. В-третьих, следует уделять больше внимания вопросу об инклюзивном образовании, что предполагает создание условий и инфраструктуры образования инвалидов не только в специализированных социальных учреждениях, а в общих образовательных учреждений, причем различного уровня (среднего, средне-профессионального, высшего образования).

Профессиональное образование является шагом к последующей трудовой деятельности; большинство респондентов, которые обучались на момент проведения интервью, собирались работать по выбранной специальности после завершения обучения. В настоящее время Правительством Санкт-Петербурга предпринимаются меры по обеспечению занятости. Районные Центры занятости населения, а также специализированные подразделения службы занятости населения по оказанию услуг в трудоустройстве инвалидов являются основными государственными учреждениями, в чьи обязанности входит помощь в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями, которые имеют трудовую рекомендацию.[1] Согласно официальным данным за последнее пятилетие почти вдвое увеличилась численность граждан, имеющих инвалидность, обратившихся в службу занятости населения; из них более 600 человек ежегодно обращаются в специализированные подразделения, однако все респонденты отмечали, что устроиться на работу инвалиду очень сложно и принятых законов о трудоустройстве инвалидов на практике не всегда выполняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: