Курс лекций для студентов кгуфкст, обучающихся по направлению 034400. 62 «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

______________________________________

КАФЕДРА БИОМЕХАНИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В.В Лысенко А. П. Остриков

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций для студентов КГУФКСТ, обучающихся по направлению 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Краснодар, 2012

Министерство спорта РФ

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Кафедра биомеханики и информатики

Лысенко В. В., Остриков А. П.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций для студентов КГУФКСТ, обучающихся по направлению 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Краснодар 2012

Утвержден на заседании кафедры биомеханики и информатики

Протокол № _______________

Рекомендован к изданию экспертно методическим советом КГУФКСТ протокол №__________________

Лысенко Вадим Васильевич, Остриков Андрей Петрович

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций для студентов КГУФКСТ, обучающихся по направлению 034400.62 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Новое мышление в сфере общественной жизни, гуманитаризация и гуманизация образования, выдвижение на передний план таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, личность, телесная и духовная культура, определили ряд позитивных факторов, имеющих существенное значение для становления и развития адаптивной физической культуры: в целях физической, психической, культурной, социальной, бытовой, трудовой адаптации и интеграции инвалидов в информационное общество.

Краснодар, КГУФКСТ, 2012 г. 127 с.

Введение

Многочисленные негативные факторы воздействия на человека обусловливают социальную и личностную потребность обращения к проблеме его реабилитации. Новое мышление в сфере общественной жизни, гуманитаризация и гуманизация образования, выдвижение на передний план таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, личность, телесная и духовная культура, определили ряд позитивных факторов, имеющих существенное значение для становления и развития адаптивной физической культуры: осознание обществом значимости двигательной активности для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями; положительный отечественный и зарубежный опыт использования двигательной активности в целях физической, психической, культурной, социальной, бытовой, трудовой адаптации и интеграции инвалидов в общество; потребность в создании научной базы для развития физкультурного образования инвалидов, рассчитанного на систематическую заботу о собственном здоровье, двигательную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, взаимосвязь адаптационных процессов со всеми сферами жизнедеятельности; понимание необходимости научного осмысления адаптивной физической культуры как социокультурного явления, создания ее методологии, разработки образовательных программ для подготовки специалистов по работе с инвалидами. Важнейшей государственной задачей является повышение качества жизни инвалидов, что выдвинуло на передний план науки и практики такой социальный феномен, каким является адаптивная физическая культура.

Лекция №1. Основные понятия, термины и определения дисциплины

1. Основные определения дисциплины

2. Информационные технологии в ФК и АФК

3. Системы контроля состояния человека

1.Основные определения дисциплины

Любая деятельность человека основывается на информации.

Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

В этом определении, построенном на ряде определений, для нас важно следующее:

- информация – это не любые сведения, она несет в себе нечто новое, уменьшающее имеющуюся неопределенность;

- информация существует вне ее создателя, это отчужденное от ее создателя знание; знание – отражение действительности в мышлении человека;

- информация стала сообщением, так как она выражена на определенном языке в виде знаков;

- сообщение может быть записано на материальном носителе (сообщение является формой передачи информации);

- сообщение доступно для воспроизведения без участия автора;

- она передается в каналы общественной коммуникации.

Информация позволяет организации:

- определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;

- осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них;

- принимать обоснованные и своевременные решения;

- координировать действия подразделений в достижении целей.

Наряду с понятием «информация» распространение получило понятие «данные». В общеупотребительном смысле это синонимы, но существует достаточно строгое различие, которое заключается в том, что «информация» имеет общетеоретическое значение – «меры упорядоченности системы», а понятие «данные» сводит информацию до объекта тех или иных преобразований. В этом отношении данные представляют собой конкретные сведения (информацию в определенной форме – речевую, аудио, видео) на носителе, которые можно подвергнуть обработке, в том числе и компьютерными средствами.

Информационная потребность. Отсутствие информации вызывает информационную потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Процесс насыщения производства и всех сфер жизни и деятельности человека информацией называется информатизацией. Постепенно процесс насыщения приводит наше общество в такое состояние, когда общество называют информационным обществом.

Информационное общество. Это такое общество, в котором созданы все условия для удовлетворения информационных потребностей всех граждан, организации и государства; большинство работающих либо занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, либо не в состоянии выполнять свои производственные обязанности без этих процессов.

Информационная культура. Граждане информационного общества обладают некоторой информационной культурой – умением работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии.

Информатика. Наука, занимающаяся изучением свойств информации, вопросами ее сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения и использования в различных сферах деятельности человека, называется информатикой.

Таким образом можно сформулировать определение информационной технологии как:

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных ИТ:

- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

- хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

- передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в информационной системе, степени охвата задач, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области. Рассмотрим, что такое информационные системы и как они связаны с информационными технологиями. Управление важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории). Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Таким образом любой системе управления объектом соответствует своя информационная система.

2. Информационные технологии в ФК и АФК

Человечество стремительно движется к эпохе "информационного общества". Поэтому сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему образования будет являться мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического и нравственного развития личности. Однако, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе школьного образования, в частности в области адаптивного физического воспитания, они еще не нашли должного применения. Одной из причин ограничения использования информационных и коммуникационных технологий является недостаточная разработанность методических условий их использования в процессе адаптивного физического воспитания и отсутствие соответствующих методик.

В настоящее время адаптивное физическое воспитание лиц с особенностями психофизического развития направлено на сближение ее к требованиям современной цивилизации для более полного удовлетворения социокультурных потребностей людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В настоящее время компьютеризация физического воспитания выступает одним из важнейших путей реализации индивидуального подхода в адаптивном физическом воспитании. В то время как снижение цен на вычислительную технику уже сделало ее доступной для многих школ, оздоровительных учреждений, остается актуальной проблема программного обеспечения для решения прикладных задач АФК. Именно поэтому важнейшей задачей научных исследований в этой области являются прогноз и выбор наиболее перспективных направлений разработки компьютерных программ для решения коррекционно-оздоровительных задач. Кроме того, по нашему мнению одной из причин ограничения использования компьютерных технологий является недостаточная разработанность методических условий их использования в процессе адаптивного физического воспитания.

Следует отметить, что применение информационных технологий в системе адаптивного физического воспитания рассматривается не как самоцель, а эффективное средство воспитания и развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы личности.

Компьютерные устройства способные преобразовывать приемы информационного общения лиц с отклонениями развития должны отвечать следующим требованиям:

1. объекты внешнего окружения, используемые в процессе занятий представлены таким образом, чтобы предоставляемая информация и выполняемые движения были относительно простыми;

2. должна предусматриваться возможность оперирования широким объемом приложений, позволяющих выводить информацию на экран компьютерного монитора или мультимедийного проектора текстовую информацию и графическую информацию;

3. устройства или программы для сопряжения двигательной активности и информационного общения должны иметь возможность подключения к различным компьютерным средствам.

3. Системы контроля состояния человека

Проблема оценки текущего состояния организма и его контроль имеют важное значение для личности и медицины. Высокий темп жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние на нервную систему человека и могут являться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма. Однако оценка функционального состояния человека необходима не только в медицинской практике с целью диагностики, но также и в других областях, включая АФК. Актуальность изучения функционального состояний определяется их вкладом в обеспечение эффективности и надежности деятельности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных состояний. Особенно важными является объективная оценка состояния лиц, связанных с деятельностью по управлению процессами повышенной опасности (транспорт, энергетика и т. д.), лиц, деятельность которых связана с предельными физическими нагрузками.

Адаптивные изменения функционального состояния различных систем организма спортсмена под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок трудно прогнозировать. На разных стадиях этого процесса реакция различных систем специфична и не всегда поддается оперативной диагностике. К признакам оптимального уровня адаптированности можно отнести максимум реализуемых функций (наибольшая скорость реакции и двигательных действий, наибольшая точность, высокая степень концентрации и распределения внимания и т.п.), а также длительность сохранения рабочих функций на максимальном уровне.

По этим критериям условия деятельности спортсмена в общем виде соответствуют определению "человек-оператор".

Аналогичная ситуация происходит, когда объектом системы контроля является лицо с ограниченным состоянием здоровья.

Важный момент в оценке функционального состояния человека- - уровень нейропсихического (эмоционального) напряжения. Известно два типа разбалансирования регуляторной функции в этой сфере - гипермобилизация (чрезмерное возбуждение) и развитие тормозных процессов (охранительное торможение). В спортивной практике подобные проявления определяют как разновидности предстартового состояния - "предстартовую лихорадку" и "предстартовую апатию". Для обоих случаев характерны специфические проявления нарушения способности произвольного переключения от состояния релаксации к активации (концентрации на предстоящем действии), и наоборот. Поскольку такая картина отражает объективные процессы, происходящие в организме, оба случая можно определить как полярные проявления психофизического состояния (ПФС). Подобные проявления характеризуют возможность реализации спортсменом его наличного двигательного потенциала и, таким образом, их можно рассматривать как факторы, в значительной степени влияющие на результативность спортивного выступления.

Для человека с ограничениями физического развития и нарушениями состояния здоровья ситуация складывается аналогично. Тренер-инструктор АФК в своей деятельности должен объективно оценить состояние своих «подопечных» для выработки объективного алгоритма реализации лечебно-профилактических процедур.

Лекция №2. Моделирование в АФК

1. Понятие информационной модели

- информационная модель человека с отклонениями в состоянии здоровья

- Моделирование лечебного процесса

1. Понятие информационной модели

В этой теме пойдёт понятие об очень важном в науке понятии — модели. Многие из вас в детстве играли куклами или солдатиками, которые были моделями людей. Некоторые коллекционировали масштабные модели автомобилей, которые также являлись моделями реальных автомобилей.
А кто-то возможно и сам собирал из конструкторов клеящиеся модели кораблей, вертолётов, танков и т. п., которые были моделями их реальных прототипов.

Модель — это упрощённое подобие реального объекта, отражающее существенные свойства объекта с точки зрения цели моделирования.

Так, например, коллекционная масштабная модель автомобиля отражает внешний вид реально автомобиля с большой точностью, а также многие из его свойств — марка автомобиля, открывающиеся двери, поворачивающиеся колёса, светящиеся фары и может быть даже детали двигателя. Так если мы будем делать модель автомобиля для профессионалов, которые ценят отражение всех характеристик реального автомобиля, то такая модель будет очень точной, а если наша цель сделать просто машинку для маленьких детей, чтобы дать общие понятие, что такое автомобиль, то достаточно будет общих очертаний кузова и четырёх колёс.

Разным целям моделирования объектов могут соответствовать разные модели.

Любая модель — это сложная система. Система — это сложный объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей.
Поэтому для разных целей мы модем создавать совершенно разные модели одного и того же объекта.

Модель используется как заменитель реальной системы для воспроизведения отдельных её функций, для прогноза её поведения в определённых условиях.

Моделирование — это воспроизведение образа реального объекта или процесса в виде его модели.

Моделирование — это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной).

Основные виды моделей:

-идеальные
-натурные
-информационные

Идеальная модель — это воображаемые модели, использующиеся в науке при расчётах и исследованиях, например: материальная точка, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело, бесконечность.

Натурная модель — это материальная модель, которая воспроизводит некоторые свойства реальных устройств, приборов, аппаратов или живых существ. Например, масштабная модель автомобиля, макет города.

Информационная модель — это описание объекта моделирования, его свойств и параметров. Например, словесный портрет человека или его фоторобот.
Информационная модель описывает объект в форме каких-либо знаков: букв, цифр, формул и т. п.

Когда мы начинаем моделировать и переносить в модель свойства реального объекта мы занимаемся формализацией.

Формализация — это результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определённой знаковой системе.

Практически каждый врач наблюдал в своей практике ситуации, в которых обладая одинаковой информацией о состоянии своего здоровья и возможных методах его восстановления или сохранения, одни люди активно берутся за оздоровительную работу, другие же не стремятся изменить свое поведение. По официальным данным, от 50 до 80% больных АГ в США отказываются от рекомендованного врачом лечения или прерывают его, не закончив курса.

Среди имеющихся на сегодняшний день концепций, объясняющих поведение инвалидов в отношении своего здоровья, наиболее интересными и широко применяемыми являются теория стадий изменении и теоретическая модель отношения к здоровью.

Теория стадий изменения (The Stages of Change Theory) рассматривает готовность инвалида к изменению или попытке изменения поведения в сторону оздоровления образа жизни. Основное положение этой теории состоит в том, что изменение поведения – это процесс, а не одномоментное событие, и что разные люди имеют различный уровень мотивации и различную степень готовности к изменению. Люди, находящиеся на разных стадиях процесса изменения, нуждаются в различных мероприятиях, приспособленных к их стадии. Авторы выделили пять стадий изменения поведения: предобдумывание, обдумывание, принятие решения, действие, поддержание (сохранение) новой формы поведения. Данная модель представляет поведение индивида не в виде линии, а в виде спирали. Люди не проходят раз и навсегда через определенные стадии и не «заканчивают» их (как переходят из класса в класс). Они могут оказываться на определенной стадии и уходить с нее назад и даже начинать снова целый цикл изменений.

Теоретическая модель отношения к здоровью (The Health Belief Mоdel) рассматривает оценку человеком угрозы заболевания и оценку способности рекомендуемого поведения предотвратить и вылечить заболевание. Авторы теории считают, что такие факторы, как осознанная пациентом угроза здоровью (осознанная уязвимость), представления о серьезности заболевания или его последствий (осознанная опасность), осознание пользы здорового и вреда патогенного поведения, а также побудительный мотив – необходимы для формирования у пациента позитивного отношения к лечению и основанного на этом отношении поведения.


Однако данные теории охватывают лишь часть сложного процесса принятия пациентом решений относительно состояния своего здоровья. Burke L.E. et all (1995) отмечают, что выполнение предписаний врача зависит также от остроты заболевания, принадлежности пациента к определенному социальному слою, этнической и возрастной группе. Исследования Бристольского Университета (Великобритания) показали, что даже уменьшение кратности приема лекарственных препаратов способно повысить приверженность пациентов терапии (Schroeder K., 2004).


Можно предположить, однако, что на участие пациентов в оздоровительных методиках влияют иные, чем при традиционном лечении, психологические факторы, поскольку немедикаментозные методы требуют от человека существенных ежедневных усилий и временных затрат (Айвазян Т.А.,1989).


Исследования показали, например, что разная степень участия больных гипертонической болезнью в лечебных мероприятиях с использованием немедикаментозных методов не связана с различиями в их соматическом состоянии, в частности в уровне АД, а определяется, прежде всего, психологическими характеристиками пациентов, их отношением к врачебным рекомендациям. (Таравкова Т.А., 1992). По данным других работ (Джагинов Е.А. и соавт., 1988; Рожанец Р.В. и соавт., 1986), лица, отказавшиеся от профилактического лечения, имели более выраженные нарушения психологического статуса и социально-психологической адаптации.


Выявлено, что независимо от вида терапии всем больным, отказавшимся или прервавшим участие в лечении, свойственна некоторая импульсивность, пониженный уровень самоконтроля (Таравкова Т.А., 1992). Эта особенность личности, по всей видимости, оказывает негативное влияние на участие пациентов в лечении, делая затруднительным для них самостоятельное выполнение рекомендаций, требующих ежедневных усилий. В остальном особенности личности больных, прервавших лечение, различаются в зависимости от вида терапии.


На участие в физических тренировках отрицательно влияют такие личностные особенности, как напряженность, повышенная конфликтность, эгоцентризм и снисходительное отношение к своим недостаткам. Такие особенности личности делают больного неготовым к длительным целенаправленным усилиям, необходимым при печении с использованием физических тренировок.


Больным, нерегулярно соблюдающим диету, свойственно сочетание таких особенностей, как выраженная индивидуалистичность и субъективизм, приводящие к трудностям социальной адаптации, а также пассивная жизненная позиция. Ориентация на собственные представления, в том числе о своем заболевании и способах его лечения, которые могут не совпадать с представлениями лечащего врача, в сочетании с низкой активностью и отсутствием соответствующего стимула извне могут служить препятствием для выполнения больными медицинских рекомендаций.


Соблюдение диеты и выполнение физических упражнений сопряжено с отказом от некоторых привычек, что в свою очередь может вызвать ощущение дискомфорта у пациента. Наличие неблагоприятного психологического фона в виде повышенной тревожности, раздражительности и легкой дисфории делает нежелательными любые перемены в привычном укладе жизни, а за счет астенической симптоматики снижается способность к длительным целенаправленным усилиям, необходимым при самостоятельном выполнении рекомендаций врача.


Эмоционально устойчивые лица с отсутствием серьезных психологических проблем, наоборот, склонны к участию в физических тренировках и выполнении диеты, но реже участвуют в психорелаксационной терапии. Формированию негативного отношения к психорелаксационной терапии у этой категории больных способствует не только отсутствие, но и отрицание психологических проблем, недостаточно высокий культурный и образовательный уровень, низкая способность к аналитическому мышлению. Все это приводит к недооценке этими пациентами ситуации и недопониманию собственной ответственности за свое здоровье, что в сочетании с невысокой обязательностью может объяснять недостаточно активное участие этой категории больных в лечении.


Показатель качества жизни влияет на приверженность больных к оздоровительным мероприятиям в обратном порядке: более низкие показатели качества жизни повышают вероятность участия больных в психорелаксационной терапии, но препятствуют их участию в диетотерапии. Возможно, более острая эмоциональная оценка перемен в своей жизни, связанных с заболеванием, приводит к формированию у части больных потребности обсудить свои проблемы и способствует, тем самым, вовлечению этих пациентов в психотерапевтический процесс. Вместе с тем, более высокий уровень качества жизни у больных, соблюдавших диету, отражающий их более благополучный психологический статус, а в известной степени и более активную жизненную позицию, мог способствовать формированию и более высокого уровня мотивации у этих больных.


Было показано также, что независимо от вида немедикаментозной терапии у пациентов, которые в дальнейшем отказывались от предложенного лечения или прерывали его, не закончив курса, наблюдалось отрицательное отношение к любым врачебным рекомендациям, а также невнимательное отношение к своему здоровью.


По данным исследования ВОЗ выбор пищи и активности не является делом индивидуальным, свободным от ограничений семейных, местных и материальных условий. Данные свидетельствуют о том, что выбор человека зависит не только от его психических и личностных особенностей, но в значительной степени ограничивается и определяется структурными и социальными влияниями – такими, как количество времени и денег, которые люди могут выделить на удовлетворение потребности в хорошей еде и в активной жизни, стоимость того и другого, физическая территория, на которой расположены домашние хозяйства, и общие социальные обстоятельства жизни тех, кто относится к низшим классам по каким бы то ни было критериям (Питание и здоровье в Европе: новая основа действий, 2005).
Примером влияния социальных факторов может служить зависимость отношения человека к лечебным и оздоровительным мероприятиям от наличия у него семьи. По данным Рожанец Р.В. (1986) наличие семьи оказывает позитивное влияние на комплайнс, так как обеспечивает больному поддержку, необходимую при длительном лечении. Тот факт, что у больных, нерегулярно соблюдавших врачебные рекомендации или отказавшихся от лечения, чаще отсутствовала семья по сравнению с больными, соблюдавшими медицинские рекомендации, возможно связан также с наличием у них таких личностных особенностей, как повышенная раздражительность и конфликтность, которые приводят к дисгармонии межличностных отношений.


Известно, что такой демографический фактор, как уровень образования также имеет большое значение при прогнозировании участия больных в лечебном процессе. Независимо от вида немедикаментозной терапии больные, прерывающие курс лечения, отличаются более низким уровнем образования. По всей видимости, более высокий уровень образования у больных, выполнявших медицинские рекомендации, в частности способствует лучшему осознанию проблем, связанных со здоровьем. Вероятно, здоровье у этих пациентов занимает достаточно высокое место в иерархии ценностей, что влияет на формирование позитивной установки на лечение.


Такой фактор, как неудовлетворенность результатами лечения, также отрицательно влияет на соблюдение пациентом оздоровительных рекомендаций. Неудовлетворенность может возникнуть у пациента в том случае, когда он ждал немедленного улучшения самочувствия и недооценил необходимость длительных целенаправленных усилий (конфликт между ожидаемой и реально воспринимаемой действительностью). В таких случаях необходима коррекция неадекватных экспектаций, разъяснение ошибочности представлений о данном виде терапии, а также формирование у больного установки на терпеливую работу (Таравкова Т.А., 1992).
Выявление основных психологических характеристик, влияющих на отношение человека к своему здоровью и на его готовность изменить свое поведение для улучшения состояния здоровья, является на сегодняшний день очень актуальным направлением психологии. наука о поведении является базисом для планирования и проведения профилактических программ, направленных на изменение у населения форм поведения, связанного со здоровьем, распространение здорового образа жизни. Это экономически более выгодно, чем лечение заболеваний.

Лекция №3. Информационное общество

1. глобальные информационные потоки

2. поиск информации в сети Интернет

3. информационные ресурсы для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Определение Интернета, данное Федеральным советом по информационным сетям (Federal Networking Council) 24 октября 1995 г., гласит: «Интернет – глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе IP (Inetrnet Protocol) или его последующих расширениях, способная поддерживать связь посредством комплекса протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol), их последующих расширений или других совместимых с IP протоколов, и публично или частным образом обеспечивающая, использующая или делающая доступной коммуникационную службу высокого уровня». Другими словами, Интернет можно определить как взаимосвязь сетей, базирующуюся на едином коммуникационном протоколе – TCP/IP. Таким образом, сеть Интернет можно определить как совокупность ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP, которая имеет общее адресное пространство, где у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес.

Таким образом, основу сети Интернет составляет семейство протоколов TCP/IP.

Принципы построения сети Интернет. Общая схема построения сети Интернет показана на рис. 3.1.

Рис. 3.1 - Общая логическая схема построения Интернета

Основным и наиболее распространенным устройством доступа в Интернет для конечного пользователя является компьютер. Для расширения возможностей он может быть оснащен микрофоном, видеокамерой, звуковыми колонками и другими устройствами, превращающими его в мультимедийный центр. Компьютер может находиться дома, в офисе фирмы или в любом другом месте, обладающем современными средствами коммуникации.

Доступ в Интернет, который предоставляется организациями, называемыми поставщиками услуг Интернета или провайдерами (Internet Service Provider, ISP), пользователь может получить, например, из дома через модем или из офиса через локальную сеть организации. Для подключения к поставщику услуг Интернета могут использоваться обычные телефонные линии, кабельные сети телевидения, радиоканалы связи или спутниковая связь.

Поставщик обычно имеет одно или несколько подключений к магистральным каналам (backbones) или крупным сетям, которые образуют главную кровеносную систему Интернета.

Границы Интернета довольно расплывчаты. Любой компьютер, подключенный к нему, уже можно считать его частью, и уж тем более это относится к локальной сети предприятия, имеющего выход в Интернет.

Web-серверы, на которых располагаются информационные ресурсы, могут находиться в любой части Интернета: у поставщика услуг, в локальной сети предприятия и т.д., необходимо лишь соблюдение главного условия – они должны быть подключены к Интернету, чтобы пользователи Сети могли получить доступ к их службам. В качестве служб могут выступать электронная почта, FTP, WWW и др.

Информационной составляющей служб являются самые разнообразные источники. Это могут быть данные, поступающие от информационных агентств и с финансовых рынков, фотографии, документация, звуковые фрагменты, информация, присланная пользователями и т.д. Службы в совокупности с их информационной составляющей являются той главной целью, к которой стремятся пользователи и которой они достигают посредством подключения к Интернету.

2. Поиск информации в сети Интернет

Поиско́вая систе́ма — программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина (поисковый движок) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

Улучшение поиска — это одна из приоритетных задач современного Интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в статье Глубокая паутина).

По данным компании Net Applications, в ноябре 2011 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

Google — 83,87 %;

Yahoo! — 6,20 %;

Baidu — 4,22 %;

Bing — 3,69 %;

Yandex — 1,7 %;

Ask — 0,57 %;

AOL — 0,36 %.

Одним из первых инструментов поиска в интернете (до Всемирной паутины) был Archie.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» — бот, разработанный Мэтью Грэем (англ. Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в 1993. Также в 1993 году появилась поисковая система «Aliweb», работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. «crawler-based», то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994. В отличие от своих предшественников, она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором было известно в широких кругах. В 1994 был запущен «Lycos», разработанный в университете Карнеги Мелона.

Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин, таких как «Excite», «Infoseek», «Inktomi», «Northern Light» и «AltaVista». В некотором смысле они конкурировали с популярными интернет-каталогами, такими, как «Yahoo!». Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям интернета стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине Altavista и оригинальные российские поисковые машины «Рамблер» и «Апорт». 23 сентября 1997 была открыта поисковая машина Яндекс.

В последнее время завоёвывает всё большую популярность практика применения методов кластерного анализа и поиска по метаданным. Из международных машин такого плана наибольшую известность получила «Clusty» компании Vivísimo. В 2005 году на российских просторах при поддержке МГУ запущен поисковик «Нигма», поддерживающий автоматическую кластеризацию. В 2006 году открылась российская метамашина Quintura, предлагающая визуальную кластеризацию в виде облака тегов. «Нигма» тоже экспериментировала[2] с визуальной кластеризацией.

Помимо поисковых машин для Всемирной паутины, существовали и поисковики для других протоколов, такие как Archie для поиска по анонимным FTP-серверам и «Veronica» для поиска в Gopher.

Большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском, татарском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами.

Яндекс (61,3 %)

Mail.ru (8,5 %)

Рамблер (1,9 %)

Нигма (0,3 %)

Некоторые из поисковых систем используют внешние алгоритмы поиска. Так, Qip.ru использует поисковый механизм Яндекса, а Nigma сочетает в себе как свой алгоритм, так и сборную выдачу от других поисковиков.

3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: