Духовный и нравственный облик проповедника слова Божия

Наука о проповеди рассматривает множество вопросов, имеющих важное значение для проповедника слова Божия, однако первым вопросом гомилетики, ее краеугольным камнем, является вопрос о том, каким должен быть проповедник*. Личность проповедника, его нравственные качества и жизнь имеют самое непосредственное отношение к делу пастырского благовестия. Тот, кто призван руководить другими и вести паству к нравственному совершенству и жизни во Христе, должен прежде всего обратить внимание на созидание собственной личности с глубокой и твердой верой, несокрушимой силой христианских убеждений и святостью жизни. Лучшее подтверждение этому — факты Церковной истории: большинство выдающихся проповедников Церкви Христовой были образцами нравственной чистоты и христианских добродетелей.

Истина Христова, возвещаемая проповедником, должна утверждаться в нем личным подвигом спасения, жизнью по началам Евангелия. Св. Григорий Двоеслов об этом говорит так: «Желающий посвятить себя проповедническому служению слова Божия, должен сперва сосредоточиться в себе самом, приготовившись к сему служению надлежащим образом, а

* Тареев.М.По вопросам Гомилетики.Св.-Троицкая Сергиева Лавра,1903,с.22.

потом уже, при благодатном содействии свыше, должен, так сказать, выступать из внутренней храмины своей для возвещения другим того, что уразумел он сам»*.

В задачу настоящего курса не входит подробное раскрытие нравственного облика православного пастыря, ибо идеал пастырского служения исследуют соответствующие богословские науки. Нас интересуют лишь те свойства и качества личности пастыря, которые имеют непосредственное отношение к делу церковного благовестия.

Убежденность в проповедуемых истинах. Первым, наиболее важным качеством, влияющим на успешность проповеди, является полное и глубокое убеждение пастыря в проповедуемых истинах. У такого проповедника слова исходят от всей души, от всего сердца, на нем сбываются слова Спасителя: «От избытка сердца говорят уста»(Мф. 12,34). Убежденность проповедника, имеющая связь с живым религиозным чувством, оказывает благотворное влияние на слушателей. Чем глубже вера, убежденность пастыря в истинах Евангелия, тем более действенным является влияние его слова на паству. Некоторые гомилеты усматривают прямую связь между степенью убежденности проповедника и результатом его наставлений. У глубоко убежденного пастыря одно слово бывает способно вразумить слушателей, одно движение руки — побудить к известного рода деятельности**. Такое влияние проповедника на паству — одна из тайн взаимообщения душ человеческих. Это явление нельзя объяснить законами красноречия.

Чистота совести. Вторым условием достойного проповедничества является чистая совесть служителя слова Божия. Чистая совесть пастыря привлекает благодать Божию, дает ему моральное право призывать слушателей к доброделанию, к удалению от всякого греха и нарушений нравственных и божественных законов. Она дает уверенность речи, делает твердым и авторитетным каждое слово наставника. Напротив, всякая нечистота совести, воспоминание о каком-либо проступке, будет вызывать смущение в его душе, препятствовать свободному течению речи. Внутренний голос совести скажет ему: «Врач! Исцели сам себя» (Лк. 4,23). Лучший способ сохранения чистой совести —удаление не только от греха, но и от среды, в которой могут быть соблазны. Весьма необходимо прибегать и к благодатной помощи в борьбе с грехом — к таинству Покаяния.

Если есть возможность, хорошо исповедоваться перед каждой проповедью.

Молитвенность. Чистая совесть проповедника —залог теплой и богоугодной молитвы, без которой невозможно успешно совершать благовестие Слова Божия.

Разнообразные виды деятельности христианина в мире должны освящаться молитвой, в которой испрашивается благословение и помощь Спасителя, сказавшего: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5). Благотворность и

* Св.Григорий Двоеслов. Правило пастырское. Киев, 1872,с.190.

** Юрьевский А.,свящ.Гомилетика или наука о проповедании слова Божия.Киев,1903,с.57.

плоды молитвы таковы, что без нее не может обойтись никакое доброе дело, слово или мысль. Тем более невозможно без молитвы совершать дело особенного божественного смотрения — проповедь Евангелия. Работа над проповедью должна быть сопряжена с постоянным молитвенным трудом, ибо только Бог, по молитве проповедника, может подать ему и полезную мысль и назидательное слово, которые так необходимы пастве.«Кто знает, что именно должно сказать нам в такое, или другое время, что выгоднее для наших именно слушателей, кто, — говорю, — знает, кроме Того, Который видит сердца всех? Кто наставит нас, что должно, и как должно сказать, кроме Того, в деснице Коего и мы и словеса наши?»*—обращаясь к проповедникам, вопрошает блаж. Августин.

Молиться проповеднику следует и за себя, чтобы хорошо произнести поучение, и за слушателей, чтобы успешно воспринимали слова, обращенные к ним. В случае успешности проповеди необходимо благодарить подателя всех благ Бога. Ибо знания и ораторские способности хотя и имеют большое значение в проповедническом служении, однако не могут заменить благочестивых молитв, от которых пастыри должны ожидать успеха в большей степени, чем от ораторских приемов**.

Рассмотрев значение молитвы в частных вопросах проповеднической деятельности, следует указать и на необходимость развития в проповеднике постоянной молитвенной настроенности. Эта необходимость вытекает из самого существа его служения, которое посвящено вопросам духовной жизни. Призванный быть руководителем в этой области, проповедник должен иметь духовный опыт и идти впереди своей паствы. Однако эта духовная опытность и мудрость приобретаются не столько научными занятиями, сколько молитвой, просвещающей ум и сердце истинного пастыря.

Терпение. Труден и тернист путь в Царство Небесное, узки врата, ведущие в жизнь вечную. Этот путь требует постоянства в подвиге спасения, ежедневного труда над собой. Поэтому всем Своим последователям Христос заповедал: «Терпением вашим спасайте души ваша». (Лк. 21,19).Особенно много забот, трудностей и скорбей лежит на крестном пути пастыря Церкви Христовой. Различные испытания, именуемые в духовной литературе искушениями, — удел тех, кто с чистым произволением и сердечной ревностью приступил к служению Богу. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». (Сир. 2,1). Это наставление всегда должен помнить молодой пастырь-проповедник, ибо именно в начале его пастырского пути особенно труден подвиг борьбы с искушениями. Приступив с ревностью к проповеданию слова Божия и не видя достойных плодов своих трудов, пастырь нередко приходит в уныние и начинает ослабевать в своих трудах. Этот вид пастырских искушений хорошо был известен отцам Церкви Христовой. Великий проповедник и знаток душ

* Блаж.Августин.с.290.

** Там же, с.289-290.

человеческих свт. Иоанн Златоуст весьма подробно рассматривает этот вид искушений и дает соответствующие рекомендации. Прежде всего проповедник не должен ждать от своих трудов немедленных результатов.«Разве мы обещались уловить (т.е. исправить жизнь слушателей —А. Ф.)в один день?»* Не следует также ждать от проповеди осязательной пользы, которую можно было бы измерить количеством убежденных проповедником людей и количеством и качеством их дел. Одно только слушание проповеди, внимание к ней Святитель считал залогом успеха. «Ибо от слушания-то, — говорит он, — и доходят до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя зато, что не делаешь. Откуда это самоосуждение? Оно —плод моих слов. Когда ты скажешь: «увы, я слышал и не делаю», это - «увы» есть начало перемены к лучшему. Учитель Церкви считает, что малоплодность проповеди должна не расхолаживать проповедника, а, напротив, подвигать к более усердному труду. Семя пастырского слова, постоянно насаждаемое на ниве человеческих сердец, рано или поздно, при содействии благодати Божией, даст желаемый результат. Отвергший слово пастыря сегодня, может послушаться его завтра, а тот, кто и завтра отвергнет слово, может оказать внимание к пастырскому наставлению через много дней. Причина безуспешности проповеди нередко сокрыта в нравах слушателей. Это бывает в периоды крайнего духовного обнищания и нравственного упадка в человеческом обществе, разгула греховных страстей и пороков. Общее нравственное состояние общества накладывает отпечаток и на нравы христиан — тех, кто призван быть солью земли.Духовное невежество, маловерие, чрезмерная привязанность к земным благам могут находить себе место в сердцах прихожан православных храмов вопреки увещаниям и наставлениям пастыря. Однако и в этом случае не следует оставлять паству без назидания, но с верой и терпением нести свой пастырский крест. «Если ты не убедишь сегодня, — поучает св. Иоанн Златоуст, — убедишь завтра; если и никогда не убедишь, получишь полную награду; если не убедишь всех, то, может быть, из многих некоторых, ибо и апостолы убедили не всех людей, но ко всем простирали свое слово и получили награду за всех. Бог назначает венцы, взирая не на конец подвигов, а на расположение подвизающихся».**

Борьба с пороком празднословия. Высочайший божественный дар человеку — дар слова. Было бы ошибкой в пользовании даром слова все сводить только к самоконтролю за словами. Вопрос требует более глубокого подхода. Вспомним слова ап. Иакова:«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3,2). Следовательно, богоугодность, полезность наших речей являются прямым следствием нашего духовного совершенства, нашей нравственной чистоты. Отсюда труд над достойным употреблением дара

* Юрьевский А.,свящ.Гомилетика или наука о проповедании слова Божия.Киев,1903,с.76.

** Св.Иоанн Златоуст,Творения,т.7,СПб.,1911,с.788

слова следует начинать с совершенствования души человека, «ибо орган слова, —учит еп. Феофан Затворник, — исключительно есть орган души, назначенный для служения ей одной»*. На эту связь души и слова указал Спаситель, сказав, что исходящее из уст — из сердца исходит (Мф. 15,18).Первым шагом на пути духовного совершенствования проповедника слова Божия должно быть воздержание в слове. Пример этому подает великий учитель Церкви св.Иоанн Златоуст, который, готовясь к подвигу пастырского учительства, наложил на себя обет воздержания в слове. В его житии говорится, что он «удерживался от всякого празднословия и шуток и этим накоплял в себе духовные силы, которые понадобились ему впоследствии»**. Дальнейший труд проповедника должен быть направлен на то, чтобы говорить то, что угодно Христу. Наиболее богоугодными словами, по мнению св. Иоанна Златоуста, являются слова, преисполненные милосердия и кротости. Истинный пастырь, будучи злословим, благословляет, будучи оскорблен, молится за обидчика. «Если же ты не можешь благословлять проклинающего, — учит Святитель, — по крайней мере, молчи и поступай так до тех пор, пока, при должном старании и постепенных успехах, не достигнешь того, и не приобретешь уста, о которых, мы сказали» ***.

Далее св. отец. приглашает послушать как образуются уста диавольские, для того, чтобы никогда не иметь их. Они образуются проклятиями, ругательствами, клеветою, клятвопреступлением. Для христианина, и тем более пастыря, — это недопустимое зло, хотя бы потому, что диавольские слова произносятся языком, которым удостаиваемся вкушать плоть Господню. Слова, угодные Христу, и слова диавольские — всего лишь проявление внутреннего состояния человека, своеобразное зеркало его души. Поэтому пастырь-проповедник должен обучать свою душу добродетелям, ибо только добродетельная душа может образовать уста, подобные устам Христовым****.

Борьба с пороком тщеславия. Трудясь над очищением своей души, молодой проповедник должен особенное внимание уделять борьбе с пороком тщеславия. Этот порок опасен для тех, кто ревностно и усердно трудится на ниве пастырского благовестия. Какими бы чистыми и богоугодными не были намерения пастыря по отношению к делу духовного просвещения паствы, в глубине души, совсем незаметно для его сознания, могут произрастать страсти тщеславия и гордости. Успешность проповеднических выступлений, похвала от слушателей могут исподволь питать их. Проповедник, плененный человеческой славой, согласно святоотеческому учению может по справедливости быть названным прелюбодеем слова Божия. Для борьбы с этим пороком надо поставить себе за правило всегда иметь только одну цель

* Еп. Феофан,Что есть духовная Жизнь и как на неё настроиться.М.,1914,с.17.

** Св.Иоанн Златоуст,Творения,т.1,СПб.,1898,с.17.

*** Св.Иоанн Златоуст,Творения,т.7,СПб.,1911,с.798.

**** Там же, с.790.

поучений — угождение Богу. Похвала от слушателей не должна приниматься в расчет проповедником. Более того, он должен, по словам св. Иоанна Златоуста, приучиться презирать похвалы, ибо без этого не сохранить силу слова*. Однако борьба со страстью тщеславия сложна и не всегда успешна вследствие неприметности и укорененности ее в душе пастыря. Человеческие старания в борьбе с ней бывают малоплодны. В таких случаях проповеднику нередко подается Божественная помощь. В воспитательных целях попускаются ему различные искушения, к которым можно отнести временное охлаждение к делу благовестия, неудачные проповеди, а также холодность и даже недоброжелательность слушателей. Все эти искушения научают пастыря угождать не людям, а Богу, искать славы не человеческой, а Божией. Переносимые с христианским терпением, они очищают и возвышают дух пастыря, вводят его в область благодатной духовной жизни.

Соответствие жизни пастыря проповедуемому учению.

Мы рассмотрели некоторые вопросы из области духовной жизни пастыря, имеющие непосредственное отношение к проповеднической деятельности. Все это лишь своеобразные «штрихи» его духовного портрета. Целостный же облик церковного проповедника создается одним, но очень емким понятием — жизнь. Именно жизнь проповедника, во всех многообразных ее проявлениях —в мыслях, словах, делах и поступках — имеет самое непосредственное отношение к делу пастырского учительства. В своей идейной основе учительство и жизнь проповедника должны быть нераздельны. Проповедник христианских идеалов, прежде всего должен сам быть их подражателем. Давая наставления апостолам — первым провозвестникам Евангелия — Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16). Заповедь Спасителя имеет прямое отношение к каждому пастырю Церкви Христовой: проповедуемое им учение должно стать не только его знанием, но и самой его жизнью. Более того, сама благочестивая жизнь пастыря, выражаемая в соответствующих делах, должна предварять учительную деятельность пастыря. На это указывает Спаситель, назвав великим в Царстве Небесном того, кто сам исполнит его заповеди, а потом и других научит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5,19). Ибо дела гораздо яснее слов научают тех, кто смотрит на нас. По-этому божественные заповеди должны изучаться проповедниками не только с познавательной целью, но прежде всего для того, чтобы они могли их «исполнить в самой жизни своей»**.Вопрос о значении жизни проповедника в деле церковного благовестия подробно рассмотрен в «Христианской науке» блаж. Августина. В своем труде отец

* Св.Иоанн Златоуст,Творения,т.1,СПб.,1898,с.466.

** Св.Амвросий Медиоланский. О должностях священнослужителей Ц.Христовой.Киев.1875.с.178.

Церкви указывает, «что как бы ни была возвышенна проповедь наша, но в действительной победе над слушателями всегда более имеет веса и силы жизнь проповедника, нежели слово его»*.Истинный проповедник слова Божия, боясь Бога и попечительствуя о людях, заботится о том, что доброхвально пред Богом и людьми, стремясь быть образцом для других. Только такой проповедник может заставить с покорностью слушать себя. Блаженный Августин считает, что недостаток красноречия и мудрости в словах вполне может быть возмещен добрым примером жизни проповедника, ибо образ жизни его и поведения является всегдашним безмолвным поучением. Не мог учитель Церкви обойти молчанием и вопрос о недостойных проповедниках. Прежде всего, на основании слова Божия, он решает вопрос о том, полезна ли вообще проповедь таких пастырей. Вот мнение святителя: «Кто другим проповедует мудро и красноречиво, а сам живет неключимо, тот, без сомнения, научает многих ревностных любителей истины, хотя своей души бесполезен. Не исключает блаж. Августин и возможность вреда от проповеди «неключимых» проповедников. Ибо немало есть таких слушателей, которые защиты своей порочной жизни ищут в поведении своих настоятелей и учителей, помышляя в душе своей: «для чего ты сам того не делаешь, что мне заповедуешь?»**. Такие слушатели пренебрегают словом Божьим, которое проповедуется им. Аналогичную мысль можно найти и у преп. Исидора Пелусиота, усматривающего опасность для божественной проповеди от тех пастырей, которые делают противное тому, о чем говорят. Такие проповедники заставляют слушать их речи не иначе как басни. Во взаимосвязи жизни и слова проповедника восходит к учению раннехристианских отцов Церкви. Св. Игнатий Богоносец в Послании к Ефесянам пишет: «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, творит»***.

Подводя итог святоотеческому учению о значении жизни проповедника в деле церковного благовестия, обратимся к наставлению св. Иоанна Златоуста. Великий учитель Церкви не ограничивает пастырское учительство рамками словесного научения. Он понимает его в более широком смысле: «главнейшая цель учения та, чтобы и делами, и словами привести поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос, и каждая из этих двух частей (т.е. дел и слов) имеет нужду в другой, чтобы здание было совершенно»****.

Благодатная «помазанность» в слове. С нравственным обликом проповедника Церкви Христовой тесно связаны свойства его проповеди. Одно из таких свойств проявляется в благодатной силе его слов. Это свойство является особенным даром благодати Божией, которая не только вспомоществует самому пастырю, подавая необходимое для успеха проповеди духовное ведение, но и отверзает сердца слушателей к восприятию

* Блаж.Августин,с.344 ** Там же, сс..344-345.

***Раннехристианские отцы Церкви, Брюссель,1978,с.107.

**** Тареев М.По вопросам Гомилетики,ТСЛ,1903,с.50.

проповедуемых истин.В гомилетике благодатные дарования подобного рода принято называть термином «помазанность»*. Слова назидания проповедников, имеющих благодатное помазание, всегда бывают «со властью», по подобию того, как это было у Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа (Мф. 7,29).

К числу проповедников, имевших благодатную силу слова, прежде всего надо отнести великих каппадокийцев, а также св. Спиридона Тримифунтского, преп. Ефрема Сирина, блаж. Августина и многих других. Дар помазанности имели светильники Русской Православной Церкви: св. Дмитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский, св.Феофан Затворник, прав. Иоанн Кронштадтский, — а также выдающиеся отечественные проповедники, такие как митр. Платон (Левшин), митр. Филарет (Дроздов), архиеп. Иннокентий (Борисов), прот. Валентин (Амфитеатров), митр. Николай (Ярушевич). Наглядный пример действия божественной благодати посредством проповеднического слова содержится в жизнеописании св. Спиридона Тримифунтского. Являясь участником I Вселенского собора, Святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. В результате беседы противник православия сделался его ревностным защитником и принял святое крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и месте со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». Из этого примера видно, что помазанность есть замечательный духовный дар проповеднику слова Божия, приносящий обильные плоды на ниве церковного учительства. По этому поводу в одном из гомилетических руководств есть такое высказывание: «дара помазания в проповеди нельзя достигнуть ни наукою, ни собственными усилиями, ни продолжительным навыком и упражнении в проповедании: он дается избранному и достойнейшему из служителей слова; дается истинно верующему, и с глубоким смирением, со многими воздыханиями молящемуся, как и дар чудес, коим некогда сопровождалась проповедь апостольская» (Мф. 10,8). Для приобретения этого дара проповедник должен стремиться к тому, чтобы каждая его проповедь, в большей или меньшей степени, была явлением духовной жизни и силы, с чего и начинается благодатная помазанность в слове.

* Причина наименования благодатного действия проповедей «помазанием» скрывается в его подобии с действием елея, Свойство елея- орошать и проникать, смягчать и подкреплять,подобным образом, посредством благодатного действия проповеди, все внутри человека сухое орошается, грубое смягчается и растворяется, подкрепляется, оскудевающее и недостающее восполняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: