Обязанностьпастырского проповедания слова Божия

Господь Иисус Христос принес в мир истину, совершил спасение человечества и «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12). Однако проповедовать «Евангелие всей твари» (Мк.16,15), истину спасения людям-должны были люди, ученики Христовы.Ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14). Богочеловек Сам начал проповедь истины и возложил это служение на Своих учеников-апостолов. Пребывание со Христом было для них временем подготовки. Когда же Христос вознесся на Небо, и Дух Святой был послан от Отца, «они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16,20). Проповедь апостолов была не просто продолжением проповеди Господа Иисуса Христа, она была собственным словом Спасителя, возвещенным через учеников. Центром проповеди апостолов сделалось свидетельство Истины, воплощенной в Христе Распятом ( 1 Кор. 23), Воскресшем и Искупившем мир. «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1„ 2). Проповедь апостольская становится особым служением, «служением слова» (Деян. 6, 4; Еф. 3, 7), для которого Господь Иисус Христос дал апостолам благодать Святого Духа и Свое соприсутствие (Деян. 1, 8; Мф. 28, 20 и др.). Поэтому проповедь апостольская состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы»(1 Кор. 2, 4). В этом основа ее полного успеха. Неотъемлемым внутренним качеством проповеди апостолов являлась неразрывность слова и дела (2 Кор. 6, 4—11; 1 Фее. 1,5—6). А это, в свою очередь, проявлялось в пастырской любви к слушателям и сораспятии со Христом (2 Кор. б, 11, 12; 7, 2, 3;Гал. 2, 19, 20). Таким образом, проповедь апостольская имела все основные качества проповеди Христа: свидетельство истины; единство слова и дела; внутренние «дух и силу»; проявившиеся в харизматических дарах Божиих, самоотверженную любовь к пасомым. Апостолы всюду, где проповедовали слово Божие, рукополагали епископов и пресвитеров преемниками себе и заповедовали им, в свою очередь, готовить преемников. Так, апостол Павел пишет Тимофею: «Что слышал от меня... передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2, 2). Время, ближайшее к апостолам, названо временем мужей апостольских. Их проповедь сопровождалась харизматическими явлениями Божией силы. Подобно апостолам, мужи апостольские были просвещены Святым Духом настолько, что могли, как священномученнк Игнатий Богоносец (107), сказать: «Святой Дух возвестил мне...» (Послание к Филадельфийцам, гл. 7).

Примеру Христа Спасителя и апостолов следовали святые отцы и учители Церкви, ревностно подвизавшиеся на ниве проповеди Евангелия и учившие паству истинам веры и христианской жизни. Многие из них, такие как св.Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Двоеслов, св. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним Стридонский, блаж. Августин Иппонский, кроме личного примера, оставили письменные наставления о необходимости усердного проповедания божественных истин. Так св. Григорий Богослов в одном из своих поучений называет проповедание слова Божия первой обязанностью епископа и пресвитера, а св. Иоанн Златоуст видит в этом весь смысл священства. Большой ответственности подлежит пастырь, нерадящий о проповеданию слова Божия и не стремящийся к искоренению пороков и различных недостатков своей паствы. Он ответит пред Богом за всех пасомых, которые умрут в беззакониях по его вине. «Тот, кто поставлен к домостроительству слова, — учит св. Василий Великий, — если вознерадит о том, чтобы возвещать слово, будет, по написанному, осужден как убийца»*. Наконец, проповедническое служение настолько органично и существенно связано с пастырством, что последнее не мыслимо без него. «Кто пастырь, тот должен быть и учителем, и в церквах не должен брать на себя пастырства тот, кто не может учить пасомых», —говорит блаженный Иероним. Канонические постановления Вселенской Церкви содержат юридическую формулировку святоотеческих наставлений об учительстве как безусловной обязанности пастыря. Одно из правил св. апостолов гласит: «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людех и не учащий их благочестию да будет отлучен; аще же останется в сем нерадении, и лености, да будет извержен» (58 правило).В 19 правиле 6

* Св.Василий Великий.Творения.М.,1858,ч.5,с.235.

Вселенского (Трулльского) собора (692г.) канонически устанавливается пастырская обязанность проповедания слова Божия. «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, — говорится в правиле, — поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов Богоносных отцов». Источники права Русской Православной Церкви, хранящей истины Божественных установлений, указывают на учительство как на главную пастырскую обязанность. С особенной силой мысль о необходимости пастырского учительства в храмах выражена в предисловии к Собранию Синодских поучений: «Божия служба, — пишется там, — не состоит токмо в приношении молитв и благодарений и в совершении Таинств,... но паче и вящше в обучении Божьему закону, в Слове Его святом содержимому»*.Такая высота требований относительно обязательности пастырского учительства объясняется тем, что пастыри Церкви при хиротонии получают особенные полномочия и дарования Святого Духа к совершению этого вида церковного служения. В совершительных молитвах таинства Священства рукополагаемому испрашивается благодать «вествовати Евангелие Царствия» Божия, «священнодействовати слово истины»** Основанием этой молитвы служит обетование Христа апостолам о даровании им особенной, благодатной помощи в служении Евангелию: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1,8).История Церкви свидетельствует о непреложности обетования Спасителя. После сошествия Святого Духа на апостолов первая же проповедь апостола Петра имела такую благодатную силу, что обратила ко Христу около трех тысяч человек (Деян. 2,41). Благодать учительства дается и всем Преемникам святых апостолов — пастырям Церкви. Поэтому неучительность пастыря есть не только служебно-дисциплинарный недостаток, но и «оставление втуне дарованной благодати», «неисполнение Божественного поручения, ибо Бог поручил Церкви преподавать Свое учение и утверждать людей в благочестивой жизни».

Таким образом, обязательность проповедания слова Божия вытекает не только из требований пасторологического характера, но и из понимания проповедничества как одного из видов деятельности Церкви в мире. На это указывают Богослужебные уставы, относящиеся к общественному богослужению. Так в древнем уставе преп. Пахомия Великого говорится об обязательном церковном проповедании слова Божия три раза в неделю, а ныне действующий в Русской Православной Церкви Типикон рассматривает проповедь, наряду с чтением Священного Писания, молитвословиями и песнопениями, как элемент православного богослужения. Проповедь в богослужебном собрании — единственный способ преподать всей пастве

*Юрьевский А.свящ.Гомилетика или наука о пастырском проповедании слова Божия.Киев.1903.с.7

** Чиновник архиерейского священнослужения.Книга1,М.1982,с.216-217.

христианское учение в наиболее полном и систематическом виде. Здесь есть возможность предложить слушателям все самое спасительное и необходимое, что служит формированию христианского мировоззрения и евангельских основ человеческой деятельности. Именно поэтому еще в первые века христианства храмы именовались школой, духовным училищем, вселенской гимназией.* Рассмотрев вопросы относительно неукоснительного и усердного проповедания слова Божия, нельзя не предусмотреть и возможность возражения со стороны некоторых пастырей. Одним из первых можно назвать довод о том, что «проповедей не любят и это невольно охлаждает усердие проповедников и принуждает их воздерживаться от поучений». На это надо ответить, что главной причиной невнимательности народа к церковным поучениям является нерадение самих пастырей о проповеди. Там, где слово Божие проповедуется постоянно и с большой ревностью, там, где поучения соответствуют духовным запросам паствы — в таких храмах не бывает недостатка в усердных и внимательных слушателях. В качестве второго довода можно назвать сетование некоторых проповедников на бесплодность пастырской проповеди. Однако такие пастыри забывают простую истину, что и «земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго» (Иак. 5,7). Тем более проповедник должен проявить большое терпение, ожидая плодов своего учительства и уповая, что посеянные семена веры и благочестия Сам Бог возрастит в свое время. Замечательный ответ всем сомневающимся в пользе и плодоносности церковного учительства оставил в назидание пастырям Церкви святитель Иоанн Златоуст: «Скажешь мне: какая польза от слов твоих? Есть польза, если кто слушает меня. Я делаю свое: сеятель сеет. Вышел сеятель сеять; и пали семена — одни подле дороги, другие на камень, иные на терние, а иные на добрую землю (Мф. 13,3—9).Три части семян погибли, одна только сохранилась: однако ж сеятель не отстал от земледелия, но так как одна часть сохранилась, то и не перестал он трудиться над землею. И невероятно, чтобы семя, повергаемое в таком множестве, не принесло мне колоса. Если и не все послушают, половина послушает; не половина, так третья часть; не третья, так десятая; не десятая, так хоть один из такого множества послушает, лишь бы послушал. Немаловажно спасти и одну овцу: потому что и пастырь тот, оставив девяносто девять овец, пошел за одной заблудшей (Мф. 18,12)... Не перестану говорить и я, хотя бы никто не слушал: я врач и предлагаю врачевство; я учитель и должен увещевать, потому что говорил Господь: стража дах тя дому Израилеву (Иезек. 3,17). Никого не исправлю? Что ж такое? Я за это имею награду. И это сказал я по преувеличению; ибо невероятно, чтобы в таком множестве никто не исправился» (О Лазаре, беседа 4-ая).

*Св.Иоанн Златоуст в 32-й беседе на кн.Бытия именует Церковь духовным училищем, а св.Афонасий Вел.,в «Слове о воплощении» называет храм вселенской гимназией (Амфитеатров Я.Чтения о церк.словесности или Гомилетика. Киев, 1846,с.14).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: