Основные понятия формальной Гомилетики

Как уже было сказано, первоначально христианская проповедь была «явлением духа и силы» и не ограничивалась какими-либо предписаниями формального характера. Однако наряду с профетическим в апостольское время устанавливается гомилийный («гомилия» — беседа) тип проповеди, в котором порядок мыслей обуславливался текстом Священного Писания. Вслед за этим появляется ораторский или художественный тип проповеди, который представлен в форме поучений и слов. Особенностью их является тематизация, т.е. наличие развивающейся по гомилетическим правилам какой-либо определенной темы. Для усвоения последующих теоретических положений следует рассмотреть основные термины формальной гомилетики. Понятие проповеди включаетее предмет, тему (проблематику), материал и содержание.

Предмет проповеди — это определенная область религиозного учения, совокупность каких-либо явлений духовной жизни, к описанию и характеристике которых обращается проповедник. Так предметом проповеди может быть учение о Боге, о мире видимом и мире бесплотных духов, о добродетелях и греховных страстях человека. Предмет проповеди — категория более общая и по своему объему более широкая, чем тема. Например, если проповедник будет говорить о молитве, о слове Божием, то он не сможет сказать в одной проповеди всего того, что можно сказать об этих предметах. Совсем другой объем будут иметь эти предметы в следующей формулировке: «О молитвенном правиле христианина», «Слово Божие — источник познания смысла жизни». Это уже темы, которые могут исчерпаться одной проповедью. Отсюда темой называется та частная (по отношению к предмету) мысль, которая более или менее полно исчерпывается проповедью, та идея, из которой вытекает все содержание проповеди. Проф. Н.И. Барсов дает следующее определение темы: «Тема есть категорическое суждение, в целой проповеди органически развивающееся по логическим законам деления и подразделения. Иначе говоря, тема есть одна главная мысль сочинениям*. Эта главная мысль должна соподчинять отдельные мысли, входящие в состав проповеди. Что касается словесного выражения темы, то первое требование к нему — это краткость и ясность. Словесное выражение темы обычно имеет форму простого предложения, повествовательного или вопросительного. Наиболее важным вопросом формальной гомилетики является вопрос тематизации, имеющий свою предысторию. Первая христианская проповедь не знала тематизации в ее сов-ременном виде. В ней преобладала безыскусственная непосредственная ассоциация идей, когда проповедник, в лучшем случае, заботился о единстве предмета и не искал единства главной мысли. Первой ступенью в становлении тематической проповеди была естественная тематизация, которая берет начало от святоотеческих творений 3-4 веков. Святые отцы хорошо знали, что значит «последовательность вещей и ясный порядок». В их речах каждому явлению отводилось свое место, каждый предмет располагался так, чтобы быть наиболее уместным в общем плане рассуждений. Их мысли в своеобразных комбинациях текут вполне свободно, в полной логической последовательности, правильность которой не

* Барсов Н.И. Лекции..1888-1889 уч.год,с.265

нарушают небольшие отступления частного характера. Совсем другой характер носила искусственная тематизация проповеди, имевшая место в средние века и явившаяся плодом следования правилам античной риторики*. Суть этой тематизации состояла в тщательном распределении материала проповеди по известной риторической схеме: 1) приступ, 2) текст, 3) разделение, 4) доказательства или исследование, 5) опровержение возражений против данной истины, 6) заключение. Такой подход к построению проповеди обусловливал не только порядок и стройность расположения материала, но и абсолютное единство мысли. Однако совершенство внешней формы свидетельствовало о преобладании рационализма в проповеди, повлекшего за собой перерождение церковного слова в ораторскую речь, чуждую христианского духа. Подобныхкрайностей стремится избежать современная теория православного проповедничества, использующая четырех частную схему построения проповеди, как наиболее отвечающую требованиям распределения материала проповеди и последовательного раскрытии темы. Основой подобного построения является святоотеческий опыт проповеданию слова Божия. Большая часть святоотеческих проповедей имеет искусно изложенное вступление. Скромным и, привлекательным словом, обнаруживающим искренность и прямоту, святые отцы стремились расположить пасомых к слушанию того или иного предмета. Кроме этого, вступление имеет и другую задачу — оно вводит в тему проповеди и в этом случае представляет первый элемент тематизации. Второй частью проповеди является изложение (основная часть). Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы проповеди, раскрытие ее смысла. Основные требования к этой части: ясность и отчетливость изложения темы, последовательность раскрытия проповедуемых истин. Раскрыв смысл того или иного предмета или явления, проповедник должен сделать нравственные выводы из изложенного. Особенно замечательны в этом отношении проповеди св. Иоанна Златоуста: у него нет ни одной беседы или слова, где бы не было нравственного назидания пасомых. Нравственные выводы всегда должны иметь практический характер и непосредственное отношение к религиозно- нравственной жизни слушателей. Эта часть проповеди выделена гомилетической наукой в особую, третью часть, называемую нравственным приложением. Четвертая часть проповеди — заключение. Вместе со вступлением оно является своеобразным обрамлением проповеди и несет

* Расположение материала, согласно учению древних риторик, должно опираться на твердую схему строения речи, выработанную еще во времена софистов (V в. до н.э.). Речь разделялась на следующие части: вступление (экзордиум), изложение (наррацио), определение темы (пропорсицио), доказательства(аргументацио), опровержение доказательств противника (рефутацио), отступление(дигрессио)и заключения (конклюсион). (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. «Наука», М, 1972), Подобный схематизм был основой всех видов средневековой проповеди).

важную логико-психологическую нагрузку —служит завершением выступления проповедника. Заключения святоотеческих проповедей имеют большое разнообразие содержания и могут быть образцами для подражания. Как видно из рассмотренного, четырех частное деление проповеди является не столько искусственным приемом построения проповеди, сколько обобщением и правилом древней практики церковного красноречия. Посредством простого и естественного деления проповеди на части достигается главное — последовательность и ясность изложения темы, от которых в немалой степени зависит действенность пастырского слова.

Материалом проповеди являются те данные, которые дают основание конкретно говорить об избранном предмете или явлении, способствуют пониманию их сущности, приводят к определенным умозаключениям. Материал имеет непосредственное отношение к теме проповеди. Тема организует материал, используемый в проповеди, раскрывает его значение. Кроме этого, сам отбор нужного материала, подход к нему определяется темой проповеди. Содержание проповеди в известной степени определяется отбором материала, а также его характеристикой и оценкой, теми выводами, к которым приходит проповедник. Не сам материал или информация сама по себе, а их характеристика и оценка имеют решающее значение для содержания пастырского выступления. Таким образом, содержание проповеди, ее качества полностью зависят от личного труда проповедника, его проповеднического опыта. Рассмотрев основные понятия формальной гомилетики; перейдем к разбору исторически сложившихся форм церковной проповеди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: