Пример поучения поучение СВ. Киприана Карфагенского

О Благе терпения (в сокращении)

Вступление. Намереваясь говорить с вами, возлюбленные братья, о терпении и желая изобразить пользу его и выгоды, с чего лучше всего начать мне, как не с указания на необходимость в настоящее время терпения с вашей стороны для выслушания меня, так чтобы терпением могло сопровождаться и то, что ныне услышите, и то, чему научитесь, потому что поучение и спасительное слово деятеля усвояется только тогда, когда с терпением выслушивается то, о чем говорят. Да и между различными мерами небесного благочиния, которыми дается правильное направление учению, ведущему к достижению божественных награду упования и веры нашей, я не нахожу, возлюбленнейшие братья, ничего столь важного и полезного для жизни, столь необходимого для снискания славы, как требование, чтобы мы с благоговением и преданностью, опираясь на повиновение Господним заповедям, преимущественно со всяким тщанием хранили терпение, О нем заботились и философы, как они сами сознаются в этом. Только их терпение так же было ложно, как была ложна их мудрость. Ибо могли быть мудрым и терпеливым тот, кто не имел понятия ни о премудрости, ни о терпении Божием?

Основная часть (изложение). Что касается до нас, то мы, будучи философами не на словах, а на деле, ценя премудрость не по одежде, но по истине, — мы, которые сознание добродетелей ставим выше тщеславия, говорим не много, но живем как слуги и почитатели Бога, — мы должны в духовном повиновении проявлять то терпение, которому научаемся из божественных наставлений. Эта добродетель у нас обща с Богом: от Него терпение начина-ется; от Него слава и достоинство терпения получают свое происхождение. Начало и величие терпения от Бога. При всегдашнем одинаковом, ровном долготерпении Его мы видим, что по Его мановению злым и добрым, благочестивым и нечестивым, благодарным и неблагодарным повинуются времена, служат стихии, дуют ветры, текут источники, тучнеют жатвы, созревают виноградные кисти, преизобилуют плодами сады, зеленеют рощи, цветут луга. И несмотря на то, что огорчают Бога частыми, или, лучше сказать, постоянными оскорблениями, Он умеряет Свое негодование и долготерпеливо ожидает однажды предопределенного дня воздаяния. Имея полную власть сотворить отмщение. Он лучше желает продолжить терпение, т.е. милостиво долготерпит и отлагает на другое время, чтобы, если можно, слишком далеко простертая злоба могла наконец измениться и чтобы человек, зараженный пороками и злодеяниями, хотя поздно обратился к Богу, как Он сам напоминает о том, говоря: «Не хощу смерти грешника умирающего, но еже обратиться ему жити» (Ез. 18,32). Для более полного вразумления нашего в том, что терпение есть дело Божие и что каждый кроткий, терпеливый и смиренный подражает Богу Отцу, Сам Господь, когда давал спасительные заповеди и, изрекая божественные наставления, вел учеников к совершенству, утвердительно сказал в Своем Евангелии: «Слышасте, яко речено есть, возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, и молитеся за творящих вам напасть, яко да будете сынове Отца вашего». Все действия Его от самой минуты рождения сопровождаются терпением. Первее всего, нисходя с небесных высот на землю, Сын Божий не пренебрегает облечься в плоть человеческую и, Сам безгрешный, не гнушается понести грехи других. Потом, отложивши бессмертие, Он благоизволяет сделаться смертным, чтобы, будучи невинным, умереть для спасения виновных. Господь приемлет

крещение от раба и, имеющий даровать отпущение грехов, Сам не гнушается омыть тело в купели возрождения (Мф. 3,15). Сорок дней постится Тот, Кто насыщает других, алчет и чувствует голод, чтобы чувствовавшие голод слова и благодати напитались небесным хлебом. Во время самых страданий и крестоношения, прежде чем настало бесчеловечное убийство и пролитие крови, сколько поносных ругательств терпеливо выслушано Им, сколько перенесено оскорбительных насмешек! И после всего этого Он готов принять самых убийц Своих, если бы только они обратились к Нему: исполненный благоволительного терпения и благодушный ко спасению всех, Он ни для кого не заключает Церкви Своей, — самых противников своих, богохульников, всегдашних врагов имени Своего удостаивает не только прощения, но и награды в Небесном Царстве, если только они покаются в преступлении, если осознают содеянное злодеяние? Какое терпение, какое благоснисхождение может быть больше? Кровью Христовою оживотворяется даже проливший Кровь Христову. Таково и столь велико Христово терпение. Наконец, известно нам, что патриархи, пророки и все святые, которые преобразовательно носили образ Христа, при похвале за свои добродетели особенно дорожили похвалою за то, что с твердым и постоянным спокойствием духа хранили терпение. Но, чтобы яснее и лучше уразуметь, возлюбленнейшие братья, как полезно и необходимо терпение, нужно помышлять о том приговоре Божием, который при самом начале мира и человеческого рода произнесен над Адамом, забывшим заповедь и преступившим закон; тогда познаем, как мы должны быть терпеливы в этой жизни, мы, которые на то и рождаемся, чтобы терпеть скорби и страдания. Сказано: «яко послушал еси гласа жены твоея; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси и в землю отьидеши» (Быт.3.7—19). Все мы подчинены этому приговору, доколе чрез смерть не отойдем из этого века. В печали и стенании мы должны проводить все дни жизни своей; в поте и труде нам нужно есть хлеб. Отсюда — каждый из нас, рождаясь и вступая в этот мир, начинает слезами и, ничего еще неведая при самом рождении, умеет только плакать. Молодая душа тотчас при появлении своем, по естественному предведению уже оплакивает бедствия скоропреходящей жизни, плачем и стенанием свидетельствует о тех трудах и треволнениях мира, в которые вступает; потому что нужно проливать пот и трудиться, доколе продолжается здешняя жизнь. Проливающие же пот и трудящиеся только в терпении скорее всего могут найти себе отраду. Это утешение пригодно и необходимо и для всех, живущих в этом мире, но особенно необходимо для нас, на которых преимущественно направляет свои удары напутствующий диавол, для нас, которые, ежедневно стоя на брани, приходим в изнеможение от противоборства с закоренелым и опытным врагом и которым, по наставлению Господа, кроме различной и постоянной борьбы с искушениями, также в борьбе с гонениями нужно бросать отцовское наследие, попадать в тюрьму, носить цепи, тратить жизнь и при помощи доблестного терпения переносить меч, зверей, огнь, кресты и, наконец, все роды мучений и казней, по слову Господа, сказавшего в наше наставление: «сия глаголах вам, да во Мне мир имете; в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победах мир». Мы ищем не настоящей славы, но будущей, как о том напоминает апостол Павел, говоря; «упованием спасохомся, упование же видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли его же не видим, надеемся, терпением ждем» (Рим. 8,24,25). Увещевает, чтобы кто-либо не ослабел в благотворительности по недостатку терпения, чтобы кто-либо, увлеченный или побежденный искушениями, не остановился на половине поприща хвалы и славы и чтобы таким образом, когда начатое перестанет быть совершенным, не погибло прошедшее, по Писанию: «правда праведника не избавит его, в онь же день прельстится». В этих словах содержится увещание сохранить терпение и мужество, чтобы при помощи неослабного терпения мог увенчаться тот, кто в доблестном стремлении своем стал уже близок к венцу. Терпение не только хранит доброе, но и предотвращает злое: благоугождая Духу Святому и прилепляясь к небесному и божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми препобеждается и отвлекается душа. Будучи не тверд в терпеливости и переносчивости, мог ли бы ты не клясться, не злословить, не требовать обратно похищенного у тебя, подставлять бийце другую щеку когда получил от него пощечину, прощать своему брату, согрешающему против тебя, не только семьдесят раз седмерицею, но и все его прегрешения? Мы знаем, что Стефан так именно и сделал, когда, насильственно побиваемый от иудеев камнями, просил не отмщения за себя, но прощения убийцам. Он говорил: «Господи, не постави им греха сего».Таков действительно долженствовал быть первый Христов мученик, потому что он, предваряя славною смертию последующих мучеников, был не только проповедником страдания Господа; но и подражателем Его, исполненным величайшего терпения и кротости. Что сказать о гневе, о раздоре, о притворстве, которых не должно быть в христианине? Пусть будет в сердце терпение, они же не могут иметь в нем места, а если бы они и попытались войти в него, то немедленно убегают, не находя там себе пристанища, так что остается мирным то жилище в сердце, в котором благоугодно обитать Богу. Терпение также необходимо при различных повреждениях плоти и при частых и жестоких болезнях тела, которыми ежедневно поражается и страдает род человеческий. Ибо так как, вследствие первого преступления заповеди, погибла вместе с бессмертием, крепость телесная и вместе со смертью явилась слабость, и крепость может быть возвращена не иначе, как только с возвращением бессмертия; то необходимо стало бороться с этим бессилием и слабостью, а борьба эта может поддерживаться единственно только терпением. Для нашего также искушения и испытания насылаются различные скорби, и качество искушений бывает многоразлично, каковы: ущерб в имуществе, жестокие лихорадки, страдания от ран, потеря дорогих сердцу. Праведные же тем особенно и отличаются от нечестивых, что нечестивый вследствие нетерпения жалуется и богохульствует в несчастиях, а праведный терпением снискивает похвалу, как написано: «в болезни будь великодушен, и в уничижении своем долготерпи: яко во огни искушается злато и серебро».

Нравственное приложение. Между тем я знаю, что очень многие, или по тяжести жестоких обид, или по ожесточению на тех, которые обижают их и жестоко поступают с ними, желают немедленного отмщения. Почему в конце

нашей речи нельзя не высказать того, что при этих смутах волнующегося мира нам, подверженным преследованию со стороны как иудеев, так и язычников и еретиков, надлежит терпеливо ожидать дня отмщения и поспешною жалобою не ускорять возмездия. Тем более, что в Писании сказано: «потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего во свидетельство; зане суд Мой в сонмища языков, еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой» (Соф. 3,8). Господь повелевает нам потерпеть и с мужественным терпением ожидать дня будущего отмщения. Он же говорит в Апокалипсисе: «не запечатлей словес пророчествия книги сея; яко время близ есть. Обидяй да обидит еще; и скверный да осквернится еще; и праведный правду да творит еще; и святый да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его» (Апок. 22,10—12).Кто слишком желает отмщения за себя, пусть помыслит, что не отмщен еще тот, кто творит отмщение. Бог Отец повелел чтить Своего Сына, и апостол Павел, помня божественную заповедь, излагает это следующим образом: «Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене; да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних». И в Апокалипсисе ангел Господень остановил Иоанна, когда тот хотел воздать ему божеское поклонение, говоря: «виждь ни (не делай сего), клеврет бо твой семь и братии твоея; Иисусу-Господу поклонися». Вот каков Господь Иисус! И каково Его терпение, когда Он, поклоняемый на небесах, еще не отмщевается на земле.

З аключение. Его терпение, возлюбленнейшие братья, будем иметь в виду при напастях и страданиях своих. Его пришествия будем ожидать с полною покорностью. И не будем по нечестивой и бесстыдной поспешности настаивать на том, чтобы нам, рабам, получить защиту прежде своего Владыки. Лучше будем непоколебимы и прилежны к трудам, неослабно бдительны и, твердо пребывая во всяком терпении. Будем соблюдать божественные заповеди, чтобы, когда наступит определенный день гнева и мщения, получить нам не наказание вместе с нечестивыми и грешниками, но прославление вместе с праведными и боящимися Бога.

Особенности поучения св. Киприана Карфагенского «О благе терпения».

Рассмотренное поучение имеет явно выраженную композиционную стройность и четкую последовательность в развитии темы. В нем наличествуют все четыре составляющие гомилетической схемы. Первая часть —замечательное по остроумию вступление —содержит указание на тему проповеди. Вторая, основная часть, или изложение, посвящена обоснованию добродетели терпения: оно начинается от Бога Отца, является в Сыне, принявшем человеческое естество, действует во всех святых, носящих образ Христа. Однако для того, чтобы лучше узнать полезность и необходимость терпения, каждый человек должен почаще вспоминать о том приговоре, который в начале мира и человеческого рода был произнесен над Адамом. С тех пор человек рождается, чтобы терпеть скорби и страдания. Терпение, следовательно, пригодно и необходимо для всех живущих в этом мире. Оно лучшее средство в борьбе с духами злобы, хранитель добродетелей, ограда от злых дел, опора в различных испытаниях. Указав на значение этой добродетели для христианина, св. Киприан переходит к нравственным выводам. Он указывает на то, что в его эпоху, эпоху жестоких гонений и преследований, многие христиане желали немедленного отмщения гонителям. Проповедник советует воздерживаться от подобных пожеланий, ибо «Господь повелевает нам с мужественным терпением ожидать дня будущего отмщения». В заключении еще раз напоминается тема проповеди и содержится призыв последовать терпению Христа Спасителя. Как видно из анализа данного поучения, тема «о благе терпения» раскрыта в нем с большой обстоятельностью и убедительностью. Язык проповеди ясный и вы-разительный. Без сомнения, это поучение следует отнести к классическим произведениям христианской церковноучительной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: